Вариант №47122

В заданиях 1-24 предполагается выбор ответа, запись в виде слова или сочетания слов, числа или их последовательности. В ответах не используйте пробелы.

В задании 25 напишите сочинение в соответствующем поле или в тетради. Результат выполнения этого задания будет проверяться вручную на следующем этапе.

прошло: 00:00:00
осталось: 00:00:00
Тестирование приостановлено

Задание 1

Тип задания: 1
Тема: Основная мысль и тема текста

Условие

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте.

Текст:

Показать текст

 (1)Первым металлом, получившим широкое распространение, была медь: постоянно разыскивая необходимые им камни, наши предки, надо думать, уже в древности обратили внимание на красновато-зелёные или зеленовато-серые куски самородной меди. (2)В обрывах берегов и скал им попадались медный колчедан, медный блеск и красная медная руда, и поначалу люди использовали их как обыкновенные камни и обрабатывали соответствующим способом, но вскоре они открыли, что при обработке меди ударами каменного молотка её твёрдость значительно возрастает и она делается пригодной для изготовления инструментов. (3)< ... > вошли в употребление приёмы холодной обработки металла или примитивной ковки.

Варианты ответов

Задание 2

Тип задания: 2
Тема: Вводные слова

Условие

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста?

Текст:

Показать текст

(1)Первым металлом, получившим широкое распространение, была медь: постоянно разыскивая необходимые им камни, наши предки, надо думать, уже в древности обратили внимание на красновато-зелёные или зеленовато-серые куски самородной меди. (2)В обрывах берегов и скал им попадались медный колчедан, медный блеск и красная медная руда, и поначалу люди использовали их как обыкновенные камни и обрабатывали соответствующим способом, но вскоре они открыли, что при обработке меди ударами каменного молотка её твёрдость значительно возрастает и она делается пригодной для изготовления инструментов. (3)< ... > вошли в употребление приёмы холодной обработки металла или примитивной ковки.

Варианты ответов

Задание 3

Тип задания: 3
Тема: Лексическое значение слова

Условие

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРИЁМ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Укажите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПРИЁМ, -а; м.

Текст:

Показать текст

 (1)Первым металлом, получившим широкое распространение, была медь: постоянно разыскивая необходимые им камни, наши предки, надо думать, уже в древности обратили внимание на красновато-зелёные или зеленовато-серые куски самородной меди. (2)В обрывах берегов и скал им попадались медный колчедан, медный блеск и красная медная руда, и поначалу люди использовали их как обыкновенные камни и обрабатывали соответствующим способом, но вскоре они открыли, что при обработке меди ударами каменного молотка её твёрдость значительно возрастает и она делается пригодной для изготовления инструментов. (3)< ... > вошли в употребление приёмы холодной обработки металла или примитивной ковки.

Варианты ответов

Задание 4

Тип задания: 4
Тема: Постановка ударения (орфоэпия)

Условие

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Укажите это слово.

Варианты ответов

Задание 5

Тип задания: 5
Тема: Употребление паронимов (лексикология)

Условие

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

На арену вышли два КОРЕНАСТЫХ борца.

После суда истцу был вручён ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ лист.

Стены храма были сплошь покрыты ИСКУССТВЕННОЙ резьбой.

Даже ЕДИНИЧНЫЙ случай этого вирусного заболевания требует санитарных мероприятий.

Пересадка КОСТНОГО мозга — серьёзная операция.

Задание 6

Тип задания: 6
Тема: Образование форм слова (морфология)

Условие

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

быстрые КАТЕРА

песни АРАБОВ

посмотрел более НЕЖНЕЕ

авторы ПОСОБИЙ

пара ЦАПЕЛЬ

Задание 7

Тип задания: 7
Тема: Проверка грамматики (синтаксис)

Условие

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками. Грамматические ошибки обозначены цифрами, предложения — буквами.

Грамматическая ошибка:

А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

Предложение:

1) Хочется поздравить всех, кто победили на олимпиаде по литературе.

2) Сначала приговорив Достоевского к смертной казни, решение заменилось каторгой и поселением в Сибири.

3) В романе Толстой противопоставляет народную Россию миру придворных вельмож и военных карьеристов, глубоко равнодушных к судьбе родины.

4) Скрытая теплота патриотизма, разгоравшаяся в душе каждого воина, и общий дух войска обусловили победу русских.

5) По приезду на Байкал писатель услышал от местных жителей немало увлекательных легенд.

6) Писателя глубоко трогает и восхищает проявление патриотизма.

7) Надо помогать талантливым ученикам развиваться и проявить свои способности.

8) Проводимые часы в семье были для Николая Ростова бесценными.

9) Изображая войну, Толстой показывает не парад и не блеск побед, а военные будни рядовых солдат, их повседневный тяжёлый труд.

Запишите результаты в таблицу.

Ответы

Задание 8

Тип задания: 8
Тема: Правописание корней

Условие

Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

пред..сторожность

к..лбаса

отп..рает

р..чевая

г..рюет

Задание 9

Тип задания: 9
Тема: Правописание приставок

Условие

Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву. Слова запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

пр..баутка, престарелый

ра..болеться, не..держанный

пр..одоление, пр..злой

о..работать, на..резанный

бе..хитростный, в..бежать

Задание 10

Тип задания: 10
Тема: Правописание суффиксов (кроме «Н» и «НН»)

Условие

Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

Варианты ответов

Задание 11

Тип задания: 11
Тема: Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий

Условие

Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

Варианты ответов

Задание 12

Тип задания: 12
Тема: Правописание «НЕ» и «НИ»

Условие

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Бетховен при всей своей ничем (НЕ)ОБУЗДАННОЙ порывистости натуры обладал стальной выдержкой.

Был композитор скрытен и свой внутренний мир оберегал от (НЕ)СКРОМНЫХ глаз любопытных соглядатаев.

Многие считали, что Бетховен — гений, (НЕ)ИМЕЮЩИЙ себе равных.

Пианист, (НЕ)ГОВОРЯ ни слова, поклонился и сел за рояль.

К двадцати годам Бетховен стал (НЕ)ТОЛЬКО одним из лучших певцов церковного хора в Льеже, но и неплохим органистом.

Задание 13

Тип задания: 13
Тема: Слитное, раздельное и дефисное написание слов

Условие

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

(В)НАЧАЛЕ выступления его игра была робкой, неуверенной, ЗА(ТО) потом звуки полились мощно и свободно.

И(ТАК), все мои блестящие надежды рушились, и (В)МЕСТО весёлой московской жизни ожидала меня скука в стороне глухой и отдалённой.

Его не любили ЗА(ТО), что он был (НА)РЕДКОСТЬ жадным человеком.

Ты (ПО)ПРЕЖНЕМУ не понимаешь, (ОТ)ЧЕГО отказалась? (ПО)НАЧАЛУ отряд двинулся (В)ОБХОД неприятельских флангов.

Задание 14

Тип задания: 14
Тема: Правописание «Н» и «НН»

Условие

Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н. Цифры запишите подряд без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Одним из аморальных принципов, подмече(1)ых, предсказа(2)ых и разоблачё(3)ых ещё Ф.М. Достоевским, является принцип «Всё дозволе(4)о».

Задание 15

Тип задания: 15
Тема: Знаки препинания в сложносочиненном предложении и в предложении с однородными членами

Условие

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

Варианты ответов

Задание 16

Тип задания: 16
Тема: Знаки препинания в предложениях с обособленными членами

Условие

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Цифры запишите подряд без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Торопливым ручьём музыка бежала откуда-то издали (1) просачиваясь сквозь пол и стены (2) и (3) волнуя сердце (4) выманивала непонятное чувство (5) грустное и беспокойное.

Задание 17

Тип задания: 17
Тема: Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с членами предложения

Условие

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые. Цифры запишите подряд без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Об отцовском доме сложено и (1) вероятно (2) до сих пор слагается неисчислимое множество стихов, песен, легенд. По своей значимости родной дом (3) мне кажется (4) таким же понятием, как смерть, жизнь, добро, зло, Бог, совесть, родина, земля, мать, отец.

Задание 18

Тип задания: 18
Тема: Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

Условие

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Цифры запишите подряд без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Царь Борис Годунов (1) во времена которого (2) в Кремле был сооружён водопровод (3) подававший воду (4) мощными насосами из Москвы-реки по подземелью на Конюшенный двор (5) был неравнодушен к разного рода изобретениям.

Задание 19

Тип задания: 19
Тема: Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи

Условие

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Цифры запишите подряд без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Мне тоже захотелось выудить что-нибудь покрупнее (1) и (2) хотя Евсеич уверял (3) что мне хорошей рыбы не вытащить (4) но я упросил его дать мне удочку побольше и также насадить большой кусок.

Задание 20

Тип задания: 20
Тема: Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста

Условие

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Запишите номера ответов без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Высказывания:

1) Прекрасному нужно учиться и ценить его.

2) Существуют такие зрители, которые посещают концерты только из суетных побуждений.

3) Духовная пустота обедняет человека, делает его жизнь серой.

4) В юности человек не ищет ответы на вечные вопросы бытия.

5) Красота и культура могут смириться с серой и бездеятельной жизнью.

Текст:

Показать текст

(1)В юности узнать о жизни из книг можно гораздо больше, чем из самой жизни. (2)Это чуткая пора, когда оформляется и расправляет крылья сознание, когда мысль ищет ответа на извечные гамлетовские вопросы, — так где же, как не в литературе, искать в эту пору молодому человеку ответа, как жить ему в обществе, как обрести счастье, как научиться любить. (3)Ведь любовь доступна не каждому. (4)Это чувство требует духовной тонкости, психологической гибкости и, если хотите, определённой эмоциональной культуры. (5)Когда всеведущий обыватель бубнит, что «дурацкое дело нехитрое», то, как вы сами понимаете, речь идёт не о любви, а совсем о другом. (6)Любовь — прекраснейшее состояние в нашей жизни, помогающее понять себя и других, природу в движении, красоту добра и самоотверженности — целый мир. (7)А прекрасному надо учиться и ценить его, подобно тому, как надо научиться чувствовать высокую музыку, философскую или лирическую глубину художественного полотна, рвущуюся в небо стрельчатую готику соборов или причудливые раковины архитектуры рококо, пластический язык скульптуры.

(8)Наверное, раз в год в Москве исполняют «Реквием» Моцарта. (9)Совершенно незнакомые между собой, но объединённые единым чувством люди откровенно льют слёзы в том эпизоде, где оборвалась жизнь великого композитора, эта часть так и называется — «слёзная». (10)Но есть среди слушателей и такие, что пришли сюда из побуждений суетных либо престижных и с душевной мукой скуки ждут не дождутся окончания вещи, искусственно выдерживая на лице подобающее моменту выражение сосредоточенной скорби. (11)Дело не в том, что они лгут себе и окружающим, дело в их драматичной эмоциональной необразованности. (12)Бойтесь, панически бойтесь этой духовной пустоты, ибо она страшно обедняет нас, отнимает у жизни половину красок, половину красоты, как, впрочем, порождает и равнодушие к литературе.

(13)И Лев Толстой говорил о музыке, после которой «необходимо совершать необыкновенные поступки». (14)3десь обнажается причинно-следственная связь между нашими действиями и нашим сознанием. (15)Красота и культура формируют и лепят душу, чистое и здоровое миропонимание, не могут вести к дурным поступкам и никогда не смирятся с серой и бездеятельной жизнью. (16)Но поступки — это следствие. (17)Поэтому с младых лет надо самому заботиться о строительстве своего духовного «я», и среди других «строительных материалов», создающих одухотворённый континент мысли и чувства (формы, линии, цвета, музыкальной фразы), полновесное и животрепещущее Слово стоит, безусловно, на первом месте: именно оно как проводник, готовый всегда прийти на помощь, осуществляет связь времён, пространств и поколений.

(18)И пониманию прекрасного надо учиться. (19)Ещё Сократ сказал: «Прекрасное — трудно».

(Ю. Бондарев)

Юрий Васильевич Бондарев — русский писатель, Герой Социалистического Труда.

Задание 21

Тип задания: 21
Тема: Функционально-смысловые типы речи

Условие

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Запишите номера ответов без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Утверждения:

1) В предложениях 1-3 представлено повествование.

2) В предложении 17 содержится вывод из утверждения, сформулированного в предложении 15 текста.

3) В предложениях 10-12 представлено рассуждение.

4) В предложении 12 содержится вывод к мысли, высказанной в предложениях 10-11.

5) Предложения 1-2 противопоставлены по содержанию.

Текст:

Показать текст

(1)В юности узнать о жизни из книг можно гораздо больше, чем из самой жизни. (2)Это чуткая пора, когда оформляется и расправляет крылья сознание, когда мысль ищет ответа на извечные гамлетовские вопросы, — так где же, как не в литературе, искать в эту пору молодому человеку ответа, как жить ему в обществе, как обрести счастье, как научиться любить. (3)Ведь любовь доступна не каждому. (4)Это чувство требует духовной тонкости, психологической гибкости и, если хотите, определённой эмоциональной культуры. (5)Когда всеведущий обыватель бубнит, что «дурацкое дело нехитрое», то, как вы сами понимаете, речь идёт не о любви, а совсем о другом. (6)Любовь — прекраснейшее состояние в нашей жизни, помогающее понять себя и других, природу в движении, красоту добра и самоотверженности — целый мир. (7)А прекрасному надо учиться и ценить его, подобно тому, как надо научиться чувствовать высокую музыку, философскую или лирическую глубину художественного полотна, рвущуюся в небо стрельчатую готику соборов или причудливые раковины архитектуры рококо, пластический язык скульптуры.

(8)Наверное, раз в год в Москве исполняют «Реквием» Моцарта. (9)Совершенно незнакомые между собой, но объединённые единым чувством люди откровенно льют слёзы в том эпизоде, где оборвалась жизнь великого композитора, эта часть так и называется — «слёзная». (10)Но есть среди слушателей и такие, что пришли сюда из побуждений суетных либо престижных и с душевной мукой скуки ждут не дождутся окончания вещи, искусственно выдерживая на лице подобающее моменту выражение сосредоточенной скорби. (11)Дело не в том, что они лгут себе и окружающим, дело в их драматичной эмоциональной необразованности. (12)Бойтесь, панически бойтесь этой духовной пустоты, ибо она страшно обедняет нас, отнимает у жизни половину красок, половину красоты, как, впрочем, порождает и равнодушие к литературе.

(13)И Лев Толстой говорил о музыке, после которой «необходимо совершать необыкновенные поступки». (14)3десь обнажается причинно-следственная связь между нашими действиями и нашим сознанием. (15)Красота и культура формируют и лепят душу, чистое и здоровое миропонимание, не могут вести к дурным поступкам и никогда не смирятся с серой и бездеятельной жизнью. (16)Но поступки — это следствие. (17)Поэтому с младых лет надо самому заботиться о строительстве своего духовного «я», и среди других «строительных материалов», создающих одухотворённый континент мысли и чувства (формы, линии, цвета, музыкальной фразы), полновесное и животрепещущее Слово стоит, безусловно, на первом месте: именно оно как проводник, готовый всегда прийти на помощь, осуществляет связь времён, пространств и поколений.

(18)И пониманию прекрасного надо учиться. (19)Ещё Сократ сказал: «Прекрасное — трудно».

(Ю. Бондарев)

Юрий Васильевич Бондарев — русский писатель, Герой Социалистического Труда.

Задание 22

Тип задания: 22
Тема: Лексикология. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Происхождение и употребление слов в речи

Условие

Из предложения 9 выпишите фразеологизм. Слова запишите подряд без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Текст:

Показать текст

(1)В юности узнать о жизни из книг можно гораздо больше, чем из самой жизни. (2)Это чуткая пора, когда оформляется и расправляет крылья сознание, когда мысль ищет ответа на извечные гамлетовские вопросы, — так где же, как не в литературе, искать в эту пору молодому человеку ответа, как жить ему в обществе, как обрести счастье, как научиться любить. (3)Ведь любовь доступна не каждому. (4)Это чувство требует духовной тонкости, психологической гибкости и, если хотите, определённой эмоциональной культуры. (5)Когда всеведущий обыватель бубнит, что «дурацкое дело нехитрое», то, как вы сами понимаете, речь идёт не о любви, а совсем о другом. (6)Любовь — прекраснейшее состояние в нашей жизни, помогающее понять себя и других, природу в движении, красоту добра и самоотверженности — целый мир. (7)А прекрасному надо учиться и ценить его, подобно тому, как надо научиться чувствовать высокую музыку, философскую или лирическую глубину художественного полотна, рвущуюся в небо стрельчатую готику соборов или причудливые раковины архитектуры рококо, пластический язык скульптуры.

(8)Наверное, раз в год в Москве исполняют «Реквием» Моцарта. (9)Совершенно незнакомые между собой, но объединённые единым чувством люди откровенно льют слёзы в том эпизоде, где оборвалась жизнь великого композитора, эта часть так и называется — «слёзная». (10)Но есть среди слушателей и такие, что пришли сюда из побуждений суетных либо престижных и с душевной мукой скуки ждут не дождутся окончания вещи, искусственно выдерживая на лице подобающее моменту выражение сосредоточенной скорби. (11)Дело не в том, что они лгут себе и окружающим, дело в их драматичной эмоциональной необразованности. (12)Бойтесь, панически бойтесь этой духовной пустоты, ибо она страшно обедняет нас, отнимает у жизни половину красок, половину красоты, как, впрочем, порождает и равнодушие к литературе.

(13)И Лев Толстой говорил о музыке, после которой «необходимо совершать необыкновенные поступки». (14)3десь обнажается причинно-следственная связь между нашими действиями и нашим сознанием. (15)Красота и культура формируют и лепят душу, чистое и здоровое миропонимание, не могут вести к дурным поступкам и никогда не смирятся с серой и бездеятельной жизнью. (16)Но поступки — это следствие. (17)Поэтому с младых лет надо самому заботиться о строительстве своего духовного «я», и среди других «строительных материалов», создающих одухотворённый континент мысли и чувства (формы, линии, цвета, музыкальной фразы), полновесное и животрепещущее Слово стоит, безусловно, на первом месте: именно оно как проводник, готовый всегда прийти на помощь, осуществляет связь времён, пространств и поколений.

(18)И пониманию прекрасного надо учиться. (19)Ещё Сократ сказал: «Прекрасное — трудно».

(Ю. Бондарев)

Юрий Васильевич Бондарев — русский писатель, Герой Социалистического Труда.

Задание 23

Тип задания: 23
Тема: Средства связи предложений в тексте

Условие

Среди предложений 1-6 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью частицы и однокоренного слова. Напишите номер этого предложения.

Текст:

Показать текст

(1)В юности узнать о жизни из книг можно гораздо больше, чем из самой жизни. (2)Это чуткая пора, когда оформляется и расправляет крылья сознание, когда мысль ищет ответа на извечные гамлетовские вопросы, — так где же, как не в литературе, искать в эту пору молодому человеку ответа, как жить ему в обществе, как обрести счастье, как научиться любить. (3)Ведь любовь доступна не каждому. (4)Это чувство требует духовной тонкости, психологической гибкости и, если хотите, определённой эмоциональной культуры. (5)Когда всеведущий обыватель бубнит, что «дурацкое дело нехитрое», то, как вы сами понимаете, речь идёт не о любви, а совсем о другом. (6)Любовь — прекраснейшее состояние в нашей жизни, помогающее понять себя и других, природу в движении, красоту добра и самоотверженности — целый мир. (7)А прекрасному надо учиться и ценить его, подобно тому, как надо научиться чувствовать высокую музыку, философскую или лирическую глубину художественного полотна, рвущуюся в небо стрельчатую готику соборов или причудливые раковины архитектуры рококо, пластический язык скульптуры.

(8)Наверное, раз в год в Москве исполняют «Реквием» Моцарта. (9)Совершенно незнакомые между собой, но объединённые единым чувством люди откровенно льют слёзы в том эпизоде, где оборвалась жизнь великого композитора, эта часть так и называется — «слёзная». (10)Но есть среди слушателей и такие, что пришли сюда из побуждений суетных либо престижных и с душевной мукой скуки ждут не дождутся окончания вещи, искусственно выдерживая на лице подобающее моменту выражение сосредоточенной скорби. (11)Дело не в том, что они лгут себе и окружающим, дело в их драматичной эмоциональной необразованности. (12)Бойтесь, панически бойтесь этой духовной пустоты, ибо она страшно обедняет нас, отнимает у жизни половину красок, половину красоты, как, впрочем, порождает и равнодушие к литературе.

(13)И Лев Толстой говорил о музыке, после которой «необходимо совершать необыкновенные поступки». (14)3десь обнажается причинно-следственная связь между нашими действиями и нашим сознанием. (15)Красота и культура формируют и лепят душу, чистое и здоровое миропонимание, не могут вести к дурным поступкам и никогда не смирятся с серой и бездеятельной жизнью. (16)Но поступки — это следствие. (17)Поэтому с младых лет надо самому заботиться о строительстве своего духовного «я», и среди других «строительных материалов», создающих одухотворённый континент мысли и чувства (формы, линии, цвета, музыкальной фразы), полновесное и животрепещущее Слово стоит, безусловно, на первом месте: именно оно как проводник, готовый всегда прийти на помощь, осуществляет связь времён, пространств и поколений.

(18)И пониманию прекрасного надо учиться. (19)Ещё Сократ сказал: «Прекрасное — трудно».

(Ю. Бондарев)

Юрий Васильевич Бондарев — русский писатель, Герой Социалистического Труда.

Задание 24

Тип задания: 24
Тема: Языковые средства выразительности

Условие

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Заполните пропуски необходимыми по смыслу терминами из списка. Пропуски обозначены буквами, термины — цифрами.

Фрагмент рецензии:

«Что ждёт человека, не научившегося ценить прекрасное? Троп — (А)__________ «серая жизнь» воссоздаёт это будущее. Отчего это может случиться? В лексике (Б)__________ «эмоциональная необразованность» — «духовная пустота» (предложения 11, 12) называют эти причины. Поэтому, наверное, автор особую роль в воспитании чувств отводит Слову в литературе, и троп — (В)__________ «оно как проводник, готовый всегда прийти на помощь, осуществляет связь времён, пространств и поколений» (предложение 17) точно отражает его назначение. И учиться прекрасному нужно в юности, в ту пору, которая так образно передана тропом — (Г)__________: «когда оформляется и расправляет крылья сознание, когда мысль ищет ответа на извечные гамлетовские вопросы».

Список терминов:

1) развёрнутое сравнение

2) развёрнутая метафора

3) анафора

4) контекстные синонимы

5) эпитет

6) фразеологизм

7) контекстные антонимы

8) парцелляция

9) риторический вопрос

Текст:

Показать текст

(1)В юности узнать о жизни из книг можно гораздо больше, чем из самой жизни. (2)Это чуткая пора, когда оформляется и расправляет крылья сознание, когда мысль ищет ответа на извечные гамлетовские вопросы, — так где же, как не в литературе, искать в эту пору молодому человеку ответа, как жить ему в обществе, как обрести счастье, как научиться любить. (3)Ведь любовь доступна не каждому. (4)Это чувство требует духовной тонкости, психологической гибкости и, если хотите, определённой эмоциональной культуры. (5)Когда всеведущий обыватель бубнит, что «дурацкое дело нехитрое», то, как вы сами понимаете, речь идёт не о любви, а совсем о другом. (6)Любовь — прекраснейшее состояние в нашей жизни, помогающее понять себя и других, природу в движении, красоту добра и самоотверженности — целый мир. (7)А прекрасному надо учиться и ценить его, подобно тому, как надо научиться чувствовать высокую музыку, философскую или лирическую глубину художественного полотна, рвущуюся в небо стрельчатую готику соборов или причудливые раковины архитектуры рококо, пластический язык скульптуры.

(8)Наверное, раз в год в Москве исполняют «Реквием» Моцарта. (9)Совершенно незнакомые между собой, но объединённые единым чувством люди откровенно льют слёзы в том эпизоде, где оборвалась жизнь великого композитора, эта часть так и называется — «слёзная». (10)Но есть среди слушателей и такие, что пришли сюда из побуждений суетных либо престижных и с душевной мукой скуки ждут не дождутся окончания вещи, искусственно выдерживая на лице подобающее моменту выражение сосредоточенной скорби. (11)Дело не в том, что они лгут себе и окружающим, дело в их драматичной эмоциональной необразованности. (12)Бойтесь, панически бойтесь этой духовной пустоты, ибо она страшно обедняет нас, отнимает у жизни половину красок, половину красоты, как, впрочем, порождает и равнодушие к литературе.

(13)И Лев Толстой говорил о музыке, после которой «необходимо совершать необыкновенные поступки». (14)3десь обнажается причинно-следственная связь между нашими действиями и нашим сознанием. (15)Красота и культура формируют и лепят душу, чистое и здоровое миропонимание, не могут вести к дурным поступкам и никогда не смирятся с серой и бездеятельной жизнью. (16)Но поступки — это следствие. (17)Поэтому с младых лет надо самому заботиться о строительстве своего духовного «я», и среди других «строительных материалов», создающих одухотворённый континент мысли и чувства (формы, линии, цвета, музыкальной фразы), полновесное и животрепещущее Слово стоит, безусловно, на первом месте: именно оно как проводник, готовый всегда прийти на помощь, осуществляет связь времён, пространств и поколений.

(18)И пониманию прекрасного надо учиться. (19)Ещё Сократ сказал: «Прекрасное — трудно».

(Ю. Бондарев)

Юрий Васильевич Бондарев — русский писатель, Герой Социалистического Труда.

Ответы

Задание 25

Тип задания: 25
Тема: Сочинение

Условие

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Текст:

Показать текст

(1)В юности узнать о жизни из книг можно гораздо больше, чем из самой жизни. (2)Это чуткая пора, когда оформляется и расправляет крылья сознание, когда мысль ищет ответа на извечные гамлетовские вопросы, — так где же, как не в литературе, искать в эту пору молодому человеку ответа, как жить ему в обществе, как обрести счастье, как научиться любить. (3)Ведь любовь доступна не каждому. (4)Это чувство требует духовной тонкости, психологической гибкости и, если хотите, определённой эмоциональной культуры. (5)Когда всеведущий обыватель бубнит, что «дурацкое дело нехитрое», то, как вы сами понимаете, речь идёт не о любви, а совсем о другом. (6)Любовь — прекраснейшее состояние в нашей жизни, помогающее понять себя и других, природу в движении, красоту добра и самоотверженности — целый мир. (7)А прекрасному надо учиться и ценить его, подобно тому, как надо научиться чувствовать высокую музыку, философскую или лирическую глубину художественного полотна, рвущуюся в небо стрельчатую готику соборов или причудливые раковины архитектуры рококо, пластический язык скульптуры.

(8)Наверное, раз в год в Москве исполняют «Реквием» Моцарта. (9)Совершенно незнакомые между собой, но объединённые единым чувством люди откровенно льют слёзы в том эпизоде, где оборвалась жизнь великого композитора, эта часть так и называется — «слёзная». (10)Но есть среди слушателей и такие, что пришли сюда из побуждений суетных либо престижных и с душевной мукой скуки ждут не дождутся окончания вещи, искусственно выдерживая на лице подобающее моменту выражение сосредоточенной скорби. (11)Дело не в том, что они лгут себе и окружающим, дело в их драматичной эмоциональной необразованности. (12)Бойтесь, панически бойтесь этой духовной пустоты, ибо она страшно обедняет нас, отнимает у жизни половину красок, половину красоты, как, впрочем, порождает и равнодушие к литературе.

(13)И Лев Толстой говорил о музыке, после которой «необходимо совершать необыкновенные поступки». (14)3десь обнажается причинно-следственная связь между нашими действиями и нашим сознанием. (15)Красота и культура формируют и лепят душу, чистое и здоровое миропонимание, не могут вести к дурным поступкам и никогда не смирятся с серой и бездеятельной жизнью. (16)Но поступки — это следствие. (17)Поэтому с младых лет надо самому заботиться о строительстве своего духовного «я», и среди других «строительных материалов», создающих одухотворённый континент мысли и чувства (формы, линии, цвета, музыкальной фразы), полновесное и животрепещущее Слово стоит, безусловно, на первом месте: именно оно как проводник, готовый всегда прийти на помощь, осуществляет связь времён, пространств и поколений.

(18)И пониманию прекрасного надо учиться. (19)Ещё Сократ сказал: «Прекрасное — трудно».

(Ю. Бондарев)

Юрий Васильевич Бондарев — русский писатель, Герой Социалистического Труда.