Вариант №68268

В заданиях 1-25 предполагается выбор ответа, запись в виде слова или сочетания слов, числа или их последовательности. В ответах не используйте пробелы.

В задании 26 напишите сочинение в соответствующем поле или в тетради. Результат выполнения этого задания будет проверяться вручную на следующем этапе.

прошло: 00:00:00
осталось: 00:00:00
Тестирование приостановлено

Задание 1

Тип задания: 1
Тема: Основная мысль и тема текста

Условие

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте.

Текст:

Показать текст

(1)В былинах отразилось представление о Руси как едином государстве, их главная тема — борьба народа с иноземными завоевателями, они проникнуты духом патриотизма. (2)Идеи единства и величия Руси, служения Родине сохранялись в былинах и во времена политической раздробленности, золотоордынского ига. (3)На протяжении многих столетий эти идеи, образы героев-богатырей вдохновляли народ на борьбу с неприятелем, < ... > это и предопределило долговечность былинного эпоса, сохранившегося в народной памяти.

Варианты ответов

Задание 2

Тип задания: 2
Тема: Средства связи предложений в тексте

Условие

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста?

Текст:

Показать текст

(1)В былинах отразилось представление о Руси как едином государстве, их главная тема — борьба народа с иноземными завоевателями, они проникнуты духом патриотизма. (2)Идеи единства и величия Руси, служения Родине сохранялись в былинах и во времена политической раздробленности, золотоордынского ига. (3)На протяжении многих столетий эти идеи, образы героев-богатырей вдохновляли народ на борьбу с неприятелем, < ... > это и предопределило долговечность былинного эпоса, сохранившегося в народной памяти.

Варианты ответов

Задание 3

Тип задания: 3
Тема: Лексическое значение слова

Условие

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ИДЕЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Укажите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ИДЕЯ-и; ж.

Текст:

Показать текст

(1)В былинах отразилось представление о Руси как едином государстве, их главная тема — борьба народа с иноземными завоевателями, они проникнуты духом патриотизма. (2)Идеи единства и величия Руси, служения Родине сохранялись в былинах и во времена политической раздробленности, золотоордынского ига. (3)На протяжении многих столетий эти идеи, образы героев-богатырей вдохновляли народ на борьбу с неприятелем, < ... > это и предопределило долговечность былинного эпоса, сохранившегося в народной памяти.

Варианты ответов

Задание 4

Тип задания: 4
Тема: Постановка ударения (орфоэпия)

Условие

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Укажите это слово.

Варианты ответов

Задание 5

Тип задания: 5
Тема: Употребление паронимов (лексикология)

Условие

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Гипнотизёр приковал внимание публики лёгкими пассами, производимыми кистями гибких рук, и ЭФФЕКТНЫМИ взмахами, приводящими в движение его длинные развевающиеся одежды.

В мировой литературе есть много ярких образов персонажей, утративших в зрелые годы РОМАНТИЧЕСКИЕ иллюзии юности.

Заказчик вправе отказаться от оплаты не предусмотренных договором услуг связи, ПРЕДОСТАВЛЕННЫХ ему без его согласия.

Чтобы создать праздничную атмосферу, многие ребята ОДЕЛИ маскарадные костюмы.

Необходимо СНИЗИТЬ расход топлива.

Задание 6

Тип задания: 6
Тема: Образование форм слова (морфология)

Условие

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ЛЯГТЕ на спину

около ПОЛУТОРА часов

ПОЛОЩЕТ бельё

белоснежных МАНЖЕТ

ИХНЕГО заказа

Задание 7

Тип задания: 7
Тема: Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления

Условие

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками. Грамматические ошибки обозначены буквами, предложения — цифрами.

Грамматическая ошибка:

А) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

Б) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

В) нарушение в построении предложения с однородными членами

Г) нарушение в построении сложного предложения

Д) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

Предложение:

1) В первые десятилетия XVIII века были созданы серьёзные предпосылки для развития науки, связанные с практическими потребностями государства в освоении новых территорий и полезных ископаемых, а также с градостроительством.

2) Краски и свет в природе нужно не столько наблюдать, сколько попросту впитывать.

3) В произнесённой 8 июня 1880 года на заседании Общества любителей российской словесности речи, посвящённой А.С. Пушкину, Ф.М. Достоевский сказал то, что революционеры «оторвались от народной нивы».

4) Только после того как главнокомандующий получит гарантии на продолжение переговоров, он сможет принять на себя определённые обязательства.

5) По распоряжению директора старшего лаборанта Крылова назначили не только научным сотрудником, но и выделили ему самостоятельную тему.

6) В тот момент, когда вдали послышалось тихое посвистывание, умный конь срывался с места и летел навстречу своему другу.

7) В 1892 году П.М. Третьяков передал свою коллекцию в дар Москве: произошло то, о чём он писал в 60-е годы, начиная собирать свою коллекцию: «Моя идея была с самых юных лет наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы также обществу...»

8) В центре было расположено окружённое высоким резным забором круглое здание, сияя на солнце белыми стенами.

9) Расходящиеся по воде круги от брошенного камня с берега, расширяясь, становятся всё слабее.

Запишите результаты в таблицу.

Ответы

Задание 8

Тип задания: 8
Тема: Правописание корней

Условие

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

орг..низационный

к..стюмированный

расст..лающийся

сист..матизировать

прик..сновение

Задание 9

Тип задания: 9
Тема: Правописание приставок

Условие

Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву. Слова запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

раз..брал, поз..брошу

под..тожил, из..скать

пре..сердие, о..был

пр..увеличил, пр..тих

во..горание, и..ход

Задание 10

Тип задания: 10
Тема: Правописание суффиксов (кроме «Н» и «НН»)

Условие

Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

Варианты ответов

Задание 11

Тип задания: 11
Тема: Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий

Условие

Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Ю.

Варианты ответов

Задание 12

Тип задания: 12
Тема: Правописание «НЕ» и «НИ»

Условие

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Сразу (НЕ)ЗАПИСАННЫЕ стихи поэтесса забывала или всё-таки потом вспоминала, но с большим трудом.

(НЕ)ВЫРАЗИВ недовольства при виде произведённых в документе изменений, чем весьма удивила немолодого, уже многое повидавшего юриста, посетительница достала из маленькой изящной сумочки шариковую ручку и поставила на листе замысловатую подпись.

(НЕ)ЗАПЕРТЫЕ двери — обычное дело в русской деревне.

Весь апрель стояла отнюдь (НЕ)ВЕСЕННЯЯ погода. Новый сотрудник с первого дня справлялся со своими обязанностями (НЕ)ХУЖЕ опытных специалистов.

Задание 13

Тип задания: 13
Тема: Слитное, раздельное и дефисное написание слов

Условие

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Башня, виднеющаяся (В)ДАЛИ, была построена более (ДВУХ)СОТ лет назад предком нынешнего короля.

Пётр Савельевич ехал (ЗА)ТЕМ, чтобы решить возникшую проблему, однако (В)РЕЗУЛЬТАТЕ его непродуманных действий дело предстало ещё более запутанным.

Пётр Арсеньевич (НА)ПРОТЯЖЕНИИ вечера несколько раз возвращался к любимой теме, говоря всё ТАК(ЖЕ) горячо и взволнованно.

(В)ПРОДОЛЖЕНИЕ самой напряжённой минуты в своей жизни старшина ожидал услышать голоса и крики команд, ожидал нападения, но под громкий звук своего сердца различил лишь шорох шагов, (ПРИ)ЧЁМ удаляющихся.

Встраивая розетку, наладчик время от времени потряхивал головой, и (ПРИ)ЭТОМ у него каждый раз ЧТО(ТО) дребезжало в нагрудном кармане.

Задание 14

Тип задания: 14
Тема: Правописание «Н» и «НН»

Условие

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Цифры запишите подряд без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Разорва(1)ое молнией небо ещё раз оглушительно громыхнуло, и из всклокоче(2)ых туч хлынули дли(3)ые ледя(4)ые струи.

Задание 15

Тип задания: 15
Тема: Знаки препинания в сложносочиненном предложении и в предложении с однородными членами

Условие

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

Варианты ответов

Задание 16

Тип задания: 16
Тема: Знаки препинания в предложениях с обособленными членами

Условие

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Цифры запишите подряд без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

С преувеличенной бодростью Николай принялся растапливать (1) стоящую в углу (2) большую русскую печку и готовить чай (3) разбирая между делом рюкзак (4) и (5) выкладывая на стол (6) банки и свёртки.

Задание 17

Тип задания: 17
Тема: Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с членами предложения

Условие

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые. Цифры запишите подряд без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Вожатый (1) весело воскликнул: «А воду (2) вы (3) дорогие мои (4) ребятки (5) по собственному вашему признанию (6) выпили ещё на предыдущем привале!»

Задание 18

Тип задания: 18
Тема: Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

Условие

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Цифры запишите подряд без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Созданные по инициативе профессора К.Н. Бестужева-Рюмина (1) в 1878 году в Петербурге Бестужевские курсы (2) имели три факультета (3) программа (4) которых (5) приближалась к университетской.

Задание 19

Тип задания: 19
Тема: Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи

Условие

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Цифры запишите подряд без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Спортсмен дождался (1) абсолютной тишины на трибунах (2) и (3) как только раздался сигнал (4) легко и красиво прыгнул в воду.

Задание 20

Тип задания: 20
Тема: Лексические нормы

Условие

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Длительное время находившаяся у власти в Великобритании королевская династия рода Стюартов завершила своё существование в 1714 году.

Задание 21

Тип задания: 21
Тема: Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста

Условие

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Запишите номера ответов без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Высказывания:

1) Директор Иван Игнатьевич и учительница истории Ольга Олеговна работают в одной школе более тридцати лет.

2) Сын директора Алексей всегда стремился служить в армии, несмотря на желание родителей видеть его студентом, потому что с детства мечтал о военной службе.

3) Отец не может упрекнуть Алексея ни в безволии, ни в отсутствии характера.

4) Иван Игнатьевич полагает, что его сын слишком часто поступает не в соответствии со своими внутренними устремлениями, а так, как обычно поступает большинство.

5) Директор выразил мысль, что тот образ жизни, который выбрал его сын, нельзя назвать лёгким.

Текст:

Показать текст

(1)Учительница истории Ольга Олеговна и директор Иван Игнатьевич шли после выпускного вечера по спящему городу. (2)Говорил Иван Игнатьевич.

— (3)Мы вот с вами общие проблемы обсуждали, а я всё время думал о сыне. (4)Да, да, об Алёшке... (5)Вы же знаете, он не попал в институт. (6)И глупо как-то. (7)Готовился, и настойчиво, на химико-технологический, а срезался-то на русском языке: в сочинении насажал ошибок. (8)Пошёл в армию...

(9)Нет, я вовсе не против армии, мне даже хотелось, чтобы парень понюхал воинской дисциплины, пожил в коллективе, чтобы с него содрали инфантильную семейную корочку. (10)Не армия меня испугала, а сам Алёшка. (11)Собирался стать химиком, никогда не мечтал о воинской службе, но спокойно, даже, скажу, с облегчением встретил решение, сложившееся само собою, помимо него. (12)Армия-то его устраивает потому только, что там не надо заботиться о себе! (13)По команде поднимают и укладывают. (14)По команде кормят и учат. (15)Каждый твой шаг размечен, записан, в уставы внесён. (16)Надёжно! (17)Что это, Ольга Олеговна? (18)Отсутствие воли? (19)Отсутствие характера?

(20)Не скажу, чтоб он был, право, совсем безвольным. (21)Он как-то взял приз по лыжам. (22)Не просто взял, а хотел взять, упорно, целеустремлённо готовился. (23)А характер... (24)Да сколько угодно! (25)Что-что, а это уж мы в семье чувствовали. (26)Но вот что я замечал, Ольга Олеговна... (27)Он слишком часто употреблял слова «ребята сказали», «все говорят», «все так делают». (28)Все отращивают длинные волосы — и я отращу. (29)Все употребляют словечко «предки» вместо «родители» — и я это делаю. (30)Все берут призы в спортивных соревнованиях — и я не отстану. (31)Докажу, что не хуже других, волю проявлю, настойчивость! (32)Как все...

(33)Так даже не легче жить! (34)Отнюдь! (35)Надо тянуться за другими, а сколько сил на это уходит! (36)Не легче, но гораздо проще. (37)Лёгкость и простота — вещи неравнозначные. (38)Проще существовать по руководящей команде, но, право же, не обязательно легче.

(39)Ольга Олеговна остановилась.

— (40)Как все — проще жить? — переспросила она. (41)Остановился и Иван Игнатьевич.

(42)Над ними сиял фонарь. (43)Пуста улица, темны громоздящиеся одно над другим по отвесной стене окна. (44)Город спал.

— (45)Да ведь мы все понемногу этим грешим, — виновато проговорил Иван Игнатьевич. — (46)Кто из нас не подлаживается: как все, так и я.

— (47)А вам не пришло в голову, что люди из породы «как все, так и я» непременно примут враждебно новых Коперников и Галилеев потому только, что те утверждают не так, как все видят и думают? (48)К Коперникам отнесутся враждебно, к заурядностям — доверчиво.

— (49)М-да... (50)Недаром говорится в народе: простота хуже воровства.

— (51)Воровства ли? (52)Не простаки ли становились той страшной силой, которая выплёскивала наверх Гитлеров? (53)"Германия — превыше всего!" — просто и ясно, объяснений не требует, щекочет самолюбие. (54)И простак славит Гитлера!

— (55)М-да... — ещё раз озадаченно произнёс Иван Игнатьевич.

(56) Они двинулись дальше.

(57) Их шаги громко раздавались по пустынной улице — дробные Ольги Олеговны, тяжёлые, шаркающие Ивана Игнатьевича. (58)Воздух был свеж, но от стен домов невнятно веяло теплом — отдыхающие камни нехотя отдавали дневное солнце...

(По В.Ф. Тендрякову)

Владимир Фёдорович Тендряков (1923-1984 гг.) — советский писатель, автор повестей о духовнонравственных проблемах, о жизни в деревне.

Задание 22

Тип задания: 22
Тема: Функционально-смысловые типы речи

Условие

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Запишите номера ответов без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Утверждения:

1) В предложениях 9-11 представлено рассуждение.

2) Предложения 13-15 объясняют содержание предложения 12.

3) В предложениях 26-29 представлено повествование.

4) Предложение 38 содержит следствие того, о чём говорится в предложении 37.

5) Предложения 42-43 содержат описание.

Текст:

Показать текст

(1)Учительница истории Ольга Олеговна и директор Иван Игнатьевич шли после выпускного вечера по спящему городу. (2)Говорил Иван Игнатьевич.

— (3)Мы вот с вами общие проблемы обсуждали, а я всё время думал о сыне. (4)Да, да, об Алёшке... (5)Вы же знаете, он не попал в институт. (6)И глупо как-то. (7)Готовился, и настойчиво, на химико-технологический, а срезался-то на русском языке: в сочинении насажал ошибок. (8)Пошёл в армию...

(9)Нет, я вовсе не против армии, мне даже хотелось, чтобы парень понюхал воинской дисциплины, пожил в коллективе, чтобы с него содрали инфантильную семейную корочку. (10)Не армия меня испугала, а сам Алёшка. (11)Собирался стать химиком, никогда не мечтал о воинской службе, но спокойно, даже, скажу, с облегчением встретил решение, сложившееся само собою, помимо него. (12)Армия-то его устраивает потому только, что там не надо заботиться о себе! (13)По команде поднимают и укладывают. (14)По команде кормят и учат. (15)Каждый твой шаг размечен, записан, в уставы внесён. (16)Надёжно! (17)Что это, Ольга Олеговна? (18)Отсутствие воли? (19)Отсутствие характера?

(20)Не скажу, чтоб он был, право, совсем безвольным. (21)Он как-то взял приз по лыжам. (22)Не просто взял, а хотел взять, упорно, целеустремлённо готовился. (23)А характер... (24)Да сколько угодно! (25)Что-что, а это уж мы в семье чувствовали. (26)Но вот что я замечал, Ольга Олеговна... (27)Он слишком часто употреблял слова «ребята сказали», «все говорят», «все так делают». (28)Все отращивают длинные волосы — и я отращу. (29)Все употребляют словечко «предки» вместо «родители» — и я это делаю. (30)Все берут призы в спортивных соревнованиях — и я не отстану. (31)Докажу, что не хуже других, волю проявлю, настойчивость! (32)Как все...

(33)Так даже не легче жить! (34)Отнюдь! (35)Надо тянуться за другими, а сколько сил на это уходит! (36)Не легче, но гораздо проще. (37)Лёгкость и простота — вещи неравнозначные. (38)Проще существовать по руководящей команде, но, право же, не обязательно легче.

(39)Ольга Олеговна остановилась.

— (40)Как все — проще жить? — переспросила она. (41)Остановился и Иван Игнатьевич.

(42)Над ними сиял фонарь. (43)Пуста улица, темны громоздящиеся одно над другим по отвесной стене окна. (44)Город спал.

— (45)Да ведь мы все понемногу этим грешим, — виновато проговорил Иван Игнатьевич. — (46)Кто из нас не подлаживается: как все, так и я.

— (47)А вам не пришло в голову, что люди из породы «как все, так и я» непременно примут враждебно новых Коперников и Галилеев потому только, что те утверждают не так, как все видят и думают? (48)К Коперникам отнесутся враждебно, к заурядностям — доверчиво.

— (49)М-да... (50)Недаром говорится в народе: простота хуже воровства.

— (51)Воровства ли? (52)Не простаки ли становились той страшной силой, которая выплёскивала наверх Гитлеров? (53)"Германия — превыше всего!" — просто и ясно, объяснений не требует, щекочет самолюбие. (54)И простак славит Гитлера!

— (55)М-да... — ещё раз озадаченно произнёс Иван Игнатьевич.

(56) Они двинулись дальше.

(57) Их шаги громко раздавались по пустынной улице — дробные Ольги Олеговны, тяжёлые, шаркающие Ивана Игнатьевича. (58)Воздух был свеж, но от стен домов невнятно веяло теплом — отдыхающие камни нехотя отдавали дневное солнце...

(По В.Ф. Тендрякову)

Владимир Фёдорович Тендряков (1923-1984 гг.) — советский писатель, автор повестей о духовнонравственных проблемах, о жизни в деревне.

Задание 23

Тип задания: 23
Тема: Лексикология. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Происхождение и употребление слов в речи

Условие

Из предложений 74-77 выпишите один фразеологизм. Слова запишите подряд без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Текст:

Показать текст

(1)Я открыл входную дверь, и в прихожей появился Авга Шулин в клетчатой кепке и в серой, похожей на телогрейку куртке, из которой он давно вырос. (2)На цыпочках, чтобы меньше следить, Авга прокрался в кухню и, дёрнув подбородком, вопросительно-тревожно уставился на меня.

(3)Почти полтора года жизни в городе ни капельки не изменили Авгу — та же кепка, та же куртка и та же простоватая физиономия. (4)Первое время я считал Шулина старательным деревенским тупицей и даже издевательски прозвал его графом. (5)Он не обиделся на кличку. (6)Он вообще ни на что не обижался. (7)Удивительный человек, он всё принимал с улыбкой, мол, сыпьте-сыпьте, я потом разберусь. (8)По закону Ньютона действие равно противодействию, и на него никто не обижался, а вернее, его просто не замечали. (9)Я лишь тогда обратил на Авгу внимание, когда он однажды на «графа» ответил мне с усмешкой: «Какой я граф — графин! (10)Кринка!» (11)В этом были и внезапная искренность, и смелость, и проблеск ума. (12)Не каждый отважится дать себе такую оценку. (13)Я стал с ним больше общаться, и скоро мне понравились и его простоватая физиономия, и забавные словечки, и наивные, но правильные, на мой взгляд, мысли, и точные замечания. (14)А в одиннадцатом мы сели за одну парту и подружились окончательно.

(15)Авга продолжал смотреть на меня вопрошающе, ожидая каких-то разъяснений. (16)Я понимал, что для него, который — тоже, кстати, удивительная штука! — трепетал перед учителями, у которого при виде директора подкашивались ноги, для него мой сегодняшний финт с демонстративным уходом с урока оказался неожиданным, потому что я не числился в анархистах.

— (17)Шум был? — спросил я.

— (18)Не было. (19)А чего ты взбрыкнул?

— (20)Я из школы уйду!

— (21)Хм!

— (22)Вот тебе и «хм»! (23)Раздевайся! (24)Обедать будем!

(25)Шулин жил у тётки, жил впроголодь, боясь объесть её семью, как он сам однажды признался мне. (26)К большим праздникам ему приходили переводы и посылки с салом и сушёными грибами. (27)Дней пять после посылки Шулин отъедался, а потом опять подтягивал ремень, хотя со стороны родственников я ни разу не заметил ни косого взгляда, ни обидного намёка. (28)Скорее наоборот, они вздули бы Авгу, узнай об этом. (29)Я не сбивал друга с его чем-то и мне привлекательного принципа, но при любой возможности подкармливал Шулина.

(30)Уже сунув ложку в щи, Авга замер и опять поднял на меня полные недоумения глаза.

— (31)Ты это серьёзно?

— (32)Абсолютно.

— (33)А что делать будешь? (34)Отцу на шею сядешь?

— (35)Балда ты, граф! (36)Работать буду!

— (37)Ага, в рабочие, значит, подашься! (38)Я в интеллигенты нацелился, а ты наоборот, как будто я тебя выдавливаю.

— (39)Никто меня не выдавливает, — со вздохом сказал я. — (40)А, собственно, чем плох рабочий класс?

— (41)Рабочий класс не плох, — отозвался Шулин. — (42)Но я не понимаю! (43)Мать у тебя врач, отец инженер. (44)Всё у вас есть. (45)Только учись, получай образование, а ты куда-то вбок... (46)У меня ничего нет, а я жму! (47)На меня и батя с кулаком кидался, кричал, что сено косить некому, и дядька сейчас пилит, мол, куда я, бестолочь, лезу. (48)А я лезу!.. (49)Нет, я не хвастаю, а рассуждаю!..

— (50)Один мой дед был крестьянином, а второй всю жизнь работал на заводе.

— (51)По дедам нечего судить. (52)Теперь надо судить по отцам, — возразил Шулин. — (53)А вообще-то сейчас и по отцам много не насудишь. (54)Возьми вон моего!.. (55)Нет, судить надо по себе! (56)Только по себе!..

— (57)Ну, во-первых, признаюсь, если уж на то пошло, я ещё ничего не решил, раз! (58)А во-вторых, именно таких рассуждений я и жду от родителей!

— (59)А разве они ещё не знают?

— (60)Нет.

— (61)Вот ты мечешься, а я жизнь свою уже до половины рассчитал! (62)Да-да! (63)Удрать из деревни — раз! (64)Удрал. (65)Закончить школу в городе — два! (66)Заканчиваю! (67)Поступить на охотоведа или на геолога — три! (68)И поступлю — кровь из носа! (69)И выучусь! (70)Пусть тятьки и дядьки с колунами бегают и шумят — я вылезу!

— (71)Молодец!

— (72)А чего улыбаешься?

— (73)Да так.

(74)Авге нравилось говорить, что он удрал из деревни. (75)Но ведь удрать — значит, от плохого и без оглядки, а Шулин, по-моему, спит и видит свою Черемшанку. (76)И чуть в разговоре коснёшься деревни, он вздрагивает, как стрелка компаса близ магнита. (77)Как-то мы ходили за его посылкой, так Авга раз пять подносил её к носу и принюхивался — родные запахи. (78)Так что едва ли это сладкое бегство.

(79)И я спросил:

— А не зря ли ты удрал?

— (80)Не зря. (81)Для меня попасть в институт — это всё равно что на Луну, — пояснил Шулин. — (82)Стартовать из деревни пороху не хватит, да и притяжение там здоровое. (83)А город как промежуточная станция: заправлюсь — и дальше. (84)Вот я и заправляюсь сейчас. (85)Нет, расчёт верный!

— (86)Ну, Циолковский!

— (87)Только так!

— (88)А ведь и у меня кое-какие расчёты своего будущего есть, — скромно проговорил я.

— (89)Да уж поди! (90)Голова-то у тебя — ого-го! — важно согласился Шулин. — (91)А ты взбрыкиваешь!.. (92)Вот это мне и непонятно.

(По Г.П. Михасенко)

Геннадий Павлович Михасенко (1936-1994 гг.) — русский советский писатель, драматург, поэт.

Задание 24

Тип задания: 24
Тема: Средства связи предложений в тексте

Условие

Среди предложений 3-11 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью форм слов и контекстных синонимов. Напишите номер этого предложения.

Текст:

Показать текст

(1)Учительница истории Ольга Олеговна и директор Иван Игнатьевич шли после выпускного вечера по спящему городу. (2)Говорил Иван Игнатьевич.

— (3)Мы вот с вами общие проблемы обсуждали, а я всё время думал о сыне. (4)Да, да, об Алёшке... (5)Вы же знаете, он не попал в институт. (6)И глупо как-то. (7)Готовился, и настойчиво, на химико-технологический, а срезался-то на русском языке: в сочинении насажал ошибок. (8)Пошёл в армию...

(9)Нет, я вовсе не против армии, мне даже хотелось, чтобы парень понюхал воинской дисциплины, пожил в коллективе, чтобы с него содрали инфантильную семейную корочку. (10)Не армия меня испугала, а сам Алёшка. (11)Собирался стать химиком, никогда не мечтал о воинской службе, но спокойно, даже, скажу, с облегчением встретил решение, сложившееся само собою, помимо него. (12)Армия-то его устраивает потому только, что там не надо заботиться о себе! (13)По команде поднимают и укладывают. (14)По команде кормят и учат. (15)Каждый твой шаг размечен, записан, в уставы внесён. (16)Надёжно! (17)Что это, Ольга Олеговна? (18)Отсутствие воли? (19)Отсутствие характера?

(20)Не скажу, чтоб он был, право, совсем безвольным. (21)Он как-то взял приз по лыжам. (22)Не просто взял, а хотел взять, упорно, целеустремлённо готовился. (23)А характер... (24)Да сколько угодно! (25)Что-что, а это уж мы в семье чувствовали. (26)Но вот что я замечал, Ольга Олеговна... (27)Он слишком часто употреблял слова «ребята сказали», «все говорят», «все так делают». (28)Все отращивают длинные волосы — и я отращу. (29)Все употребляют словечко «предки» вместо «родители» — и я это делаю. (30)Все берут призы в спортивных соревнованиях — и я не отстану. (31)Докажу, что не хуже других, волю проявлю, настойчивость! (32)Как все...

(33)Так даже не легче жить! (34)Отнюдь! (35)Надо тянуться за другими, а сколько сил на это уходит! (36)Не легче, но гораздо проще. (37)Лёгкость и простота — вещи неравнозначные. (38)Проще существовать по руководящей команде, но, право же, не обязательно легче.

(39)Ольга Олеговна остановилась.

— (40)Как все — проще жить? — переспросила она. (41)Остановился и Иван Игнатьевич.

(42)Над ними сиял фонарь. (43)Пуста улица, темны громоздящиеся одно над другим по отвесной стене окна. (44)Город спал.

— (45)Да ведь мы все понемногу этим грешим, — виновато проговорил Иван Игнатьевич. — (46)Кто из нас не подлаживается: как все, так и я.

— (47)А вам не пришло в голову, что люди из породы «как все, так и я» непременно примут враждебно новых Коперников и Галилеев потому только, что те утверждают не так, как все видят и думают? (48)К Коперникам отнесутся враждебно, к заурядностям — доверчиво.

— (49)М-да... (50)Недаром говорится в народе: простота хуже воровства.

— (51)Воровства ли? (52)Не простаки ли становились той страшной силой, которая выплёскивала наверх Гитлеров? (53)"Германия — превыше всего!" — просто и ясно, объяснений не требует, щекочет самолюбие. (54)И простак славит Гитлера!

— (55)М-да... — ещё раз озадаченно произнёс Иван Игнатьевич.

(56) Они двинулись дальше.

(57) Их шаги громко раздавались по пустынной улице — дробные Ольги Олеговны, тяжёлые, шаркающие Ивана Игнатьевича. (58)Воздух был свеж, но от стен домов невнятно веяло теплом — отдыхающие камни нехотя отдавали дневное солнце...

(По В.Ф. Тендрякову)

Владимир Фёдорович Тендряков (1923-1984 гг.) — советский писатель, автор повестей о духовнонравственных проблемах, о жизни в деревне.

Задание 25

Тип задания: 25
Тема: Языковые средства выразительности

Условие

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Заполните пропуски необходимыми по смыслу терминами из списка. Пропуски обозначены буквами, термины — цифрами.

Фрагмент рецензии:

«Ивана Игнатьевича глубоко волнует предмет разговора. Можно предположить, что отец давно и мучительно размышляет о судьбе сына. Эмоциональность отца проявляется в использовании разнообразных выразительных языковых средств, в числе которых приём — (А)__________ (предложения 13–14, 18–19, 28–30), синтаксическое средство — (Б)__________ (предложения 12, 33, 34, 35), троп — (В)__________ („понюхал воинской дисциплины“, „содрали инфантильную семейную корочку“ в предложении 9). Выразить свою мысль персонажу помогает лексическое средство — (Г)__________ („лёгкость“ и „простота“ в предложении 37, „легче“ и „проще“ в предложении 38)».

Список терминов:

1) сравнение

2) метафора

3) олицетворение

4) синонимы

5) ряд однородных членов

6) восклицательные предложения

7) синтаксический параллелизм

8) диалог

9) цитирование

Текст:

Показать текст

(1)Учительница истории Ольга Олеговна и директор Иван Игнатьевич шли после выпускного вечера по спящему городу. (2)Говорил Иван Игнатьевич.

— (3)Мы вот с вами общие проблемы обсуждали, а я всё время думал о сыне. (4)Да, да, об Алёшке... (5)Вы же знаете, он не попал в институт. (6)И глупо как-то. (7)Готовился, и настойчиво, на химико-технологический, а срезался-то на русском языке: в сочинении насажал ошибок. (8)Пошёл в армию...

(9)Нет, я вовсе не против армии, мне даже хотелось, чтобы парень понюхал воинской дисциплины, пожил в коллективе, чтобы с него содрали инфантильную семейную корочку. (10)Не армия меня испугала, а сам Алёшка. (11)Собирался стать химиком, никогда не мечтал о воинской службе, но спокойно, даже, скажу, с облегчением встретил решение, сложившееся само собою, помимо него. (12)Армия-то его устраивает потому только, что там не надо заботиться о себе! (13)По команде поднимают и укладывают. (14)По команде кормят и учат. (15)Каждый твой шаг размечен, записан, в уставы внесён. (16)Надёжно! (17)Что это, Ольга Олеговна? (18)Отсутствие воли? (19)Отсутствие характера?

(20)Не скажу, чтоб он был, право, совсем безвольным. (21)Он как-то взял приз по лыжам. (22)Не просто взял, а хотел взять, упорно, целеустремлённо готовился. (23)А характер... (24)Да сколько угодно! (25)Что-что, а это уж мы в семье чувствовали. (26)Но вот что я замечал, Ольга Олеговна... (27)Он слишком часто употреблял слова «ребята сказали», «все говорят», «все так делают». (28)Все отращивают длинные волосы — и я отращу. (29)Все употребляют словечко «предки» вместо «родители» — и я это делаю. (30)Все берут призы в спортивных соревнованиях — и я не отстану. (31)Докажу, что не хуже других, волю проявлю, настойчивость! (32)Как все...

(33)Так даже не легче жить! (34)Отнюдь! (35)Надо тянуться за другими, а сколько сил на это уходит! (36)Не легче, но гораздо проще. (37)Лёгкость и простота — вещи неравнозначные. (38)Проще существовать по руководящей команде, но, право же, не обязательно легче.

(39)Ольга Олеговна остановилась.

— (40)Как все — проще жить? — переспросила она. (41)Остановился и Иван Игнатьевич.

(42)Над ними сиял фонарь. (43)Пуста улица, темны громоздящиеся одно над другим по отвесной стене окна. (44)Город спал.

— (45)Да ведь мы все понемногу этим грешим, — виновато проговорил Иван Игнатьевич. — (46)Кто из нас не подлаживается: как все, так и я.

— (47)А вам не пришло в голову, что люди из породы «как все, так и я» непременно примут враждебно новых Коперников и Галилеев потому только, что те утверждают не так, как все видят и думают? (48)К Коперникам отнесутся враждебно, к заурядностям — доверчиво.

— (49)М-да... (50)Недаром говорится в народе: простота хуже воровства.

— (51)Воровства ли? (52)Не простаки ли становились той страшной силой, которая выплёскивала наверх Гитлеров? (53)"Германия — превыше всего!" — просто и ясно, объяснений не требует, щекочет самолюбие. (54)И простак славит Гитлера!

— (55)М-да... — ещё раз озадаченно произнёс Иван Игнатьевич.

(56) Они двинулись дальше.

(57) Их шаги громко раздавались по пустынной улице — дробные Ольги Олеговны, тяжёлые, шаркающие Ивана Игнатьевича. (58)Воздух был свеж, но от стен домов невнятно веяло теплом — отдыхающие камни нехотя отдавали дневное солнце...

(По В.Ф. Тендрякову)

Владимир Фёдорович Тендряков (1923-1984 гг.) — советский писатель, автор повестей о духовнонравственных проблемах, о жизни в деревне.

Ответы

Задание 26

Тип задания: 26
Тема: Сочинение

Условие

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Текст:

Показать текст

(1)Учительница истории Ольга Олеговна и директор Иван Игнатьевич шли после выпускного вечера по спящему городу. (2)Говорил Иван Игнатьевич.

— (3)Мы вот с вами общие проблемы обсуждали, а я всё время думал о сыне. (4)Да, да, об Алёшке... (5)Вы же знаете, он не попал в институт. (6)И глупо как-то. (7)Готовился, и настойчиво, на химико-технологический, а срезался-то на русском языке: в сочинении насажал ошибок. (8)Пошёл в армию...

(9)Нет, я вовсе не против армии, мне даже хотелось, чтобы парень понюхал воинской дисциплины, пожил в коллективе, чтобы с него содрали инфантильную семейную корочку. (10)Не армия меня испугала, а сам Алёшка. (11)Собирался стать химиком, никогда не мечтал о воинской службе, но спокойно, даже, скажу, с облегчением встретил решение, сложившееся само собою, помимо него. (12)Армия-то его устраивает потому только, что там не надо заботиться о себе! (13)По команде поднимают и укладывают. (14)По команде кормят и учат. (15)Каждый твой шаг размечен, записан, в уставы внесён. (16)Надёжно! (17)Что это, Ольга Олеговна? (18)Отсутствие воли? (19)Отсутствие характера?

(20)Не скажу, чтоб он был, право, совсем безвольным. (21)Он как-то взял приз по лыжам. (22)Не просто взял, а хотел взять, упорно, целеустремлённо готовился. (23)А характер... (24)Да сколько угодно! (25)Что-что, а это уж мы в семье чувствовали. (26)Но вот что я замечал, Ольга Олеговна... (27)Он слишком часто употреблял слова «ребята сказали», «все говорят», «все так делают». (28)Все отращивают длинные волосы — и я отращу. (29)Все употребляют словечко «предки» вместо «родители» — и я это делаю. (30)Все берут призы в спортивных соревнованиях — и я не отстану. (31)Докажу, что не хуже других, волю проявлю, настойчивость! (32)Как все...

(33)Так даже не легче жить! (34)Отнюдь! (35)Надо тянуться за другими, а сколько сил на это уходит! (36)Не легче, но гораздо проще. (37)Лёгкость и простота — вещи неравнозначные. (38)Проще существовать по руководящей команде, но, право же, не обязательно легче.

(39)Ольга Олеговна остановилась.

— (40)Как все — проще жить? — переспросила она. (41)Остановился и Иван Игнатьевич.

(42)Над ними сиял фонарь. (43)Пуста улица, темны громоздящиеся одно над другим по отвесной стене окна. (44)Город спал.

— (45)Да ведь мы все понемногу этим грешим, — виновато проговорил Иван Игнатьевич. — (46)Кто из нас не подлаживается: как все, так и я.

— (47)А вам не пришло в голову, что люди из породы «как все, так и я» непременно примут враждебно новых Коперников и Галилеев потому только, что те утверждают не так, как все видят и думают? (48)К Коперникам отнесутся враждебно, к заурядностям — доверчиво.

— (49)М-да... (50)Недаром говорится в народе: простота хуже воровства.

— (51)Воровства ли? (52)Не простаки ли становились той страшной силой, которая выплёскивала наверх Гитлеров? (53)"Германия — превыше всего!" — просто и ясно, объяснений не требует, щекочет самолюбие. (54)И простак славит Гитлера!

— (55)М-да... — ещё раз озадаченно произнёс Иван Игнатьевич.

(56) Они двинулись дальше.

(57) Их шаги громко раздавались по пустынной улице — дробные Ольги Олеговны, тяжёлые, шаркающие Ивана Игнатьевича. (58)Воздух был свеж, но от стен домов невнятно веяло теплом — отдыхающие камни нехотя отдавали дневное солнце...

(По В.Ф. Тендрякову)

Владимир Фёдорович Тендряков (1923-1984 гг.) — советский писатель, автор повестей о духовнонравственных проблемах, о жизни в деревне.