Вариант №68269

В заданиях 1-25 предполагается выбор ответа, запись в виде слова или сочетания слов, числа или их последовательности. В ответах не используйте пробелы.

В задании 26 напишите сочинение в соответствующем поле или в тетради. Результат выполнения этого задания будет проверяться вручную на следующем этапе.

прошло: 00:00:00
осталось: 00:00:00
Тестирование приостановлено

Задание 1

Тип задания: 1
Тема: Основная мысль и тема текста

Условие

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте.

Текст:

Показать текст

(1)В России XIX века культурным центром являлся не только Петербург, Москва также была центром культурного притяжения. (2)< ... > если Петербург был имперским городом, наиболее полно воплотившим идеи европеизма, то Москва больше сохраняла начала традиционности и в культуре, и в общественном сознании. (3)Наличие двух центров культуры сказывалось на особенностях взаимодействия столицы и провинции, которая больше тяготела к Москве как к хранительнице патриархального образа жизни и исторической памяти.

Варианты ответов

Задание 2

Тип задания: 2
Тема: Средства связи предложений в тексте

Условие

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в во втором (2) предложении текста?

Текст:

Показать текст

(1)В России XIX века культурным центром являлся не только Петербург, Москва также была центром культурного притяжения. (2)< ... > если Петербург был имперским городом, наиболее полно воплотившим идеи европеизма, то Москва больше сохраняла начала традиционности и в культуре, и в общественном сознании. (3)Наличие двух центров культуры сказывалось на особенностях взаимодействия столицы и провинции, которая больше тяготела к Москве как к хранительнице патриархального образа жизни и исторической памяти.

Варианты ответов

Задание 3

Тип задания: 3
Тема: Лексическое значение слова

Условие

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова КУЛЬТУРА. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Укажите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

КУЛЬТУРА-ы; ж.

Текст:

Показать текст

(1)В России XIX века культурным центром являлся не только Петербург, Москва также была центром культурного притяжения. (2)< ... > если Петербург был имперским городом, наиболее полно воплотившим идеи европеизма, то Москва больше сохраняла начала традиционности и в культуре, и в общественном сознании. (3)Наличие двух центров культуры сказывалось на особенностях взаимодействия столицы и провинции, которая больше тяготела к Москве как к хранительнице патриархального образа жизни и исторической памяти.

Варианты ответов

Задание 4

Тип задания: 4
Тема: Постановка ударения (орфоэпия)

Условие

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Укажите это слово.

Варианты ответов

Задание 5

Тип задания: 5
Тема: Употребление паронимов (лексикология)

Условие

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

В списке крытых ЛЕДОВЫХ арен России представлены все крытые стадионы России, на которых проводились или проводятся матчи по хоккею с шайбой.

При составлении БЛАГОДАРНОГО письма, адресованного родителям учеников, следует серьёзно обдумать его содержание: в нём должно быть по достоинству оценено неравнодушное отношение к жизни школы.

Когда на подпись Олегу Николаевичу было принесено последнее заключение о готовности нового эксперимента, у него за плечами было уже три неудавшихся эксперимента, и четвёртая неудача с большой вероятностью могла ПЕРЕПОЛНИТЬ чашу терпения руководства.

Кипячение СНИЖАЕТ временную жёсткость воды, возникающую при излишней концентрации солей кальция, марганца и магния, за счёт выпадения минералов в осадок.

ЖЕЛАТЕЛЬНЫМ поворотом событий как для одной, так и для другой страны было бы значительное увеличение потоков поставок товаров и услуг.

Задание 6

Тип задания: 6
Тема: Образование форм слова (морфология)

Условие

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ГЛОЖЕТ кость

длинноногих ЦАПЕЛЬ

ЖЁСТЧЕ мела

тончайших ЧУЛОК

ЧЕТЫРЁХСТАМИ школами

Задание 7

Тип задания: 7
Тема: Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления

Условие

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками. Грамматические ошибки обозначены буквами, предложения — цифрами.

Грамматическая ошибка:

А) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Б) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

В) нарушение в построении предложения с однородными членами

Г) нарушение в построении предложения с косвенной речью

Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

Предложение:

1) Большим событием в культурной жизни России стала постановка оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя» в Петербурге в 1836 году.

2) Огромное влияние на русскую драматургию и театр оказал А.Н. Островский, пьесы которого стали новым этапом в развитии сценического реализма и не только обновили репертуар театров, но и искусство актёра.

3) В маленьком кафе, хозяевами которого были пожилые супруги, Леонид Сергеевич поинтересовался, как вы завариваете такой на редкость вкусный чай.

4) В конце XIX века стали устанавливать коммутаторы, позволявшие ускорять работу, но требовавшие более быстрой реакции от работника телефонной станции.

5) Агафья вспомнила имя бывшего односельчанина, с которым не виделась четверть века, с трудом, и то после того, как представляет его избу, стоявшую с ангарской стороны улицы под двумя громадными тёмными елями.

6) Максим Горький считал, что писать нужно так, чтобы «словам было тесно, а мыслям просторно».

7) В созданном И.А. Буниным в 1920 году замечательном произведении «Деревне», по словам исследователя творчества писателя, «говорила» страдающая и думающая деревенская Россия.

8) В специальном Положении о частных телеграфных и телефонных станциях, изданных в 80-е годы, правительством было обращено внимание на личные качества телефониста, которые ему необходимы «для успешной и правильной передачи и приёма депеш».

9) Сказанное кем-то грубое слово обычно вызывает недоумение окружающих и неприязнь по отношению к тому, кто это слово произнёс.

Запишите результаты в таблицу.

Ответы

Задание 8

Тип задания: 8
Тема: Правописание корней

Условие

Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

разб..редить

разб..рающийся

иниц..ативный

самор..ализация

распор..жение

Задание 9

Тип задания: 9
Тема: Правописание приставок

Условие

Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву. Слова запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

ра..шить, не..жатый

сверх..яркий, р..яный

пред..дущий, по..скал

впр..куску, пр..сечь

п..мерк, поз..вчера

Задание 10

Тип задания: 10
Тема: Правописание суффиксов (кроме «Н» и «НН»)

Условие

Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется буква О.

Варианты ответов

Задание 11

Тип задания: 11
Тема: Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий

Условие

Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Ю.

Варианты ответов

Задание 12

Тип задания: 12
Тема: Правописание «НЕ» и «НИ»

Условие

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

(НЕ)СПЕША открыв иллюстрированный альбом, библиотекарь с гордостью продемонстрировал посетителю интересующую его репродукцию.

Дочь с трудом сдерживала волнение, (НЕ)ВЫДАННОЕ, однако, ни словом, ни взглядом. Рассказ оказался ничуть (НЕ)СТРАШНЫМ.

При мягком вечернем освещении расставленные в высоких вазах розы казались (НЕ)БЕЛЫМИ, а кремовыми.

Ночь окутала лес тишиной, и лишь спокойное журчание ручья слышалось (НЕ)ВДАЛЕКЕ.

Задание 13

Тип задания: 13
Тема: Слитное, раздельное и дефисное написание слов

Условие

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Припомнилось Заряницкому, что ровно год назад в ЭТО(ЖЕ) время бродил он по этому тротуару ТАК(ЖЕ) уныло и одиноко, как и теперь.

(НА)СКОЛЬКО поначалу зрители были смущены, когда на сцене появился столь юный дирижёр, (НА)СТОЛЬКО теперь, когда звучала волшебная музыка, они были восхищены и очарованы.

(К)СЧАСТЬЮ, в стороне блеснул тусклый свет и помог заблудившимся в пещерах людям найти другое отверстие (НА)ПОДОБИЕ двери.

(В)НАЧАЛЕ апреля снег растаял, и, несмотря на ещё стоявшие холода, (КОЕ)ГДЕ начала пробиваться молодая травка.

(В)ПРОДОЛЖЕНИЕ недели были подведены предварительные итоги работы над проектом, которая (НА)ПРОТЯЖЕНИИ трёх лет велась несколькими отделами предприятия.

Задание 14

Тип задания: 14
Тема: Правописание «Н» и «НН»

Условие

Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква H. Цифры запишите подряд без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

В письме Катерина писала брату, что он выдумал себе неверное представление о собстве(1)ом облике, ведь чувства человека непостоя(2)ы и единстве(3)ая це(4)ость — это правильное, по мере возможности, суждение о том, что происходит или произошло, которое основа(5)о на неопровержимом опыте сравнения.

Задание 15

Тип задания: 15
Тема: Знаки препинания в сложносочиненном предложении и в предложении с однородными членами

Условие

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

Варианты ответов

Задание 16

Тип задания: 16
Тема: Знаки препинания в предложениях с обособленными членами

Условие

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Цифры запишите подряд без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Не без воздействия Сперанского (1) ненавидевшего придворные круги (2) и (3) стремившегося максимально ограничить их политическую роль в государстве (4) первый директор Лицея Малиновский пытался оградить это учебное заведение от влияния двора путём строгой замкнутости.

Задание 17

Тип задания: 17
Тема: Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с членами предложения

Условие

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые. Цифры запишите подряд без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Конечно же (1) инженер (2) ясно видел, что предложенное ему задание (3) мягко говоря (4) нелепое, и (5) поэтому (6) он не планировал (7) даже (8) приступать к его выполнению.

Задание 18

Тип задания: 18
Тема: Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

Условие

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Цифры запишите подряд без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Во второй половине XIX века большими успехами была отмечена (1) работа учёных-физиков (2) среди имён которых (3) имя А.Г. Столетова — создателя отечественной физической школы — по праву занимает (4) одно из первых мест.

Задание 19

Тип задания: 19
Тема: Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи

Условие

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Цифры запишите подряд без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Алексей Мересьев расправился с «фоккевульфом» (1) и (2) когда вывел свой самолёт (3) из сумасшедшего вертикального пике (4) впервые необыкновенно ярко ощутил радость победы.

Задание 20

Тип задания: 20
Тема: Лексические нормы

Условие

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Творчеству А. П. Чехова посвящена серия лекций, на которых были прочитаны отрывки из его творчества.

Задание 21

Тип задания: 21
Тема: Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста

Условие

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Запишите номера ответов без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Высказывания:

1) Аскольд никогда раньше не испытывал состояния влюблённости.

2) Во время прогулки с Валей юноша сдерживал свои настоящие чувства.

3) Аскольд решил не провожать Валю, чтобы та не поняла, что он влюблён в неё.

4) Юноша испытывал состояние тревоги из-за вражды с Зефом.

5) Зеф настоял, чтобы драка с Аскольдом состоялась во что бы то ни стало.

Текст:

Показать текст

(1)Перейдя дорогу, мы с Валей двинулись в лесопарк, куда лентой увиливала тропа, ведущая к невидимой городской окраине. (2)Вокруг нас, как добрые гиганты, высились зелёно-золотистые сосны, островками выделялся пышный кустарник, тянуло смолистым сквознячком и звонко насвистывали пичужки.

(3) Мы были одни.

(4) Я думал, наша прогулка будет простой и весёлой, как телефонный разговор, но что-то вдруг сковало меня. (5) Я уже не скрывал от себя, как вчера, что влюбился в Валю, но боялся влюблённости, потому что уже дважды она заканчивалась плачевно: девчонки отшатывались от меня, как только я делал намёк на желание встречаться. (6) Поэтому я решил раз и навсегда: да ну их, этих девчонок! (7)И вдруг опять!.. (8)Теперь я знал, что надо таиться, чтобы дольше продлилась эта невесомость. (9)Во мне билось ликование, но я подавлял его. (10)Мне бы говорить и говорить с Валей, но я молчал; мне бы плясать вокруг неё, но я спокойно брёл рядом; мне бы смеяться, но я почти хмурился; мне бы не сводить с неё глаз, но я косился на неё лишь украдкой.

— (11)Аскольд, ты уже был здесь? — спросила Валя.

— (12)Был. (13)Вон там маслята собирал.

— (14)С кем?

— (15)Как с кем? (16)Один.

— (17)А почему ты покраснел?

— (18)Потому что вопрос странный.

— (19)Сам ты странный.

(20)Она отбежала в сторону, набрала сосновых шишек и стала кидать в меня. (21)Пятясь, я ловил их и складывал в карман.

(22) У выхода из лесопарка Валя убежала, не дав себя проводить, а я пешком через весь город поплёлся домой.

(23) Приняв тёплый душ, я бухнулся на прохладный диван, закрыл глаза и... взлетел. (24)Я стрижом унёсся к лесопарку и увидел юношу и девушку. (25)Она удивительно красива, а он так себе, на тройку с минусом, почти двоечник по красоте, но это, кажется, не беспокоит её, наоборот, она улыбается ему, кидает в него шишки, вытирает платком его запачканный лоб. (26)Он влюблён в неё, а она?.. (27)Чем он привлекает её?.. (28)А может, и не привлекает вовсе. (29)Может быть, это просто так, и завтра он поймёт это. (30)Она позвонит и скажет: всё, мальчик, больше я с тобой не играю... (31)Хотя нет, вот они на завтра назначают новую встречу, правда, деловую, но встречу!

(32)Я прервал этот волшебный полёт и открыл глаза от ощущения какой-то тревоги. (33)И вдруг с болью догадался, что этой прогулки с Валей могло бы и не быть! (34)Ведь разгорись наша с Зефом драка — и всё, сидел бы я дома, отмачивал синяки, вправлял суставы или вообще неизвестно что могло быть... (35)Ужас как тесно соседствуют добро и зло! (36)Научиться бы так управлять своей жизнью, чтобы всё в ней было хорошо! (37)Нет, от явных глупостей надо открещиваться! (38)Например, от внешней вражды с Зефом. (39)Внутренне расходимся, и хватит. (40)3ачем я ему врезал-то? (41)Иногда сам с собой расходишься, так не лупить же себя!

(42)Я встал, подумал, как начать разговор, и набрал номер. (43)3еф отозвался мигом.

— (44)А-а, ты-ы! — протянул он.

— (45)Слушай, Зеф, ты чего сбежал?

— (46)Откуда?

— (47)Откуда! (48)Назначил драку, а сам утёк!

— (49)Может, я по расписанию дерусь! — заиграл Зеф. — (50)Может, у меня очередь на драку! (51)Или ты спешишь?

— (52)Я не спешу! (53)Я предлагаю мир.

— (54)Мир? — удивился и даже несколько растерялся Мишка. — (55)Так мы же ещё не воевали.

— (56)Вот и не надо, а то будет поздно.

— (57)Ха! — воскликнул Мишка. — (58)Я ему — всего лишь шуточку, а он мне — в лоб, и квиты? (59)Математик нашёлся!

— (60)Ты мне этой шуточкой в душу плюнул! (61)А мне, может, легче в лоб получить, чем в душу!

— (62)Шустряк! — вяло крякнул Мишка. — (63)А может, сначала только перемирие для раздумий, а?

— (64)Ну, перемирие.

— (65)Ладно, Эп, я тоже не любитель мордобоя. (66)С тебя за это две задачки по физике.

— (67)Я ещё не решил.

— (68)Решай и звони.

— (69)Идёт!

(70)Я положил трубку. (71)Более серьёзно выяснять отношения с Зефом не стоило: его близким другом я не хотел быть, а для закрепления перемирия хватит двух задач и пустячной болтовни.

(72)С Зефом — блеск! (73)Нет у меня больше врагов! (74)И нет огорчений!

(75)А на подоконнике, разъершив чешуйки, лежат одиннадцать сосновых шишек, которыми Валя кидала в меня...

(По Г.П. Михасенко)

Геннадий Павлович Михасенко (1936-1994 гг.) — русский советский писатель, драматург, поэт.

Задание 22

Тип задания: 22
Тема: Функционально-смысловые типы речи

Условие

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Запишите номера ответов без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Утверждения:

1) В предложениях 22-23 представлено рассуждение.

2) В предложении 2 содержится описание.

3) В предложении 25 представлено повествование.

4) Предложение 31 содержит факт, опровергающий высказанное в предложении 30 предположение.

5) Предложение 34 поясняет содержание предложения 33.

Текст:

Показать текст

(1)Перейдя дорогу, мы с Валей двинулись в лесопарк, куда лентой увиливала тропа, ведущая к невидимой городской окраине. (2)Вокруг нас, как добрые гиганты, высились зелёно-золотистые сосны, островками выделялся пышный кустарник, тянуло смолистым сквознячком и звонко насвистывали пичужки.

(3) Мы были одни.

(4) Я думал, наша прогулка будет простой и весёлой, как телефонный разговор, но что-то вдруг сковало меня. (5) Я уже не скрывал от себя, как вчера, что влюбился в Валю, но боялся влюблённости, потому что уже дважды она заканчивалась плачевно: девчонки отшатывались от меня, как только я делал намёк на желание встречаться. (6) Поэтому я решил раз и навсегда: да ну их, этих девчонок! (7)И вдруг опять!.. (8)Теперь я знал, что надо таиться, чтобы дольше продлилась эта невесомость. (9)Во мне билось ликование, но я подавлял его. (10)Мне бы говорить и говорить с Валей, но я молчал; мне бы плясать вокруг неё, но я спокойно брёл рядом; мне бы смеяться, но я почти хмурился; мне бы не сводить с неё глаз, но я косился на неё лишь украдкой.

— (11)Аскольд, ты уже был здесь? — спросила Валя.

— (12)Был. (13)Вон там маслята собирал.

— (14)С кем?

— (15)Как с кем? (16)Один.

— (17)А почему ты покраснел?

— (18)Потому что вопрос странный.

— (19)Сам ты странный.

(20)Она отбежала в сторону, набрала сосновых шишек и стала кидать в меня. (21)Пятясь, я ловил их и складывал в карман.

(22) У выхода из лесопарка Валя убежала, не дав себя проводить, а я пешком через весь город поплёлся домой.

(23) Приняв тёплый душ, я бухнулся на прохладный диван, закрыл глаза и... взлетел. (24)Я стрижом унёсся к лесопарку и увидел юношу и девушку. (25)Она удивительно красива, а он так себе, на тройку с минусом, почти двоечник по красоте, но это, кажется, не беспокоит её, наоборот, она улыбается ему, кидает в него шишки, вытирает платком его запачканный лоб. (26)Он влюблён в неё, а она?.. (27)Чем он привлекает её?.. (28)А может, и не привлекает вовсе. (29)Может быть, это просто так, и завтра он поймёт это. (30)Она позвонит и скажет: всё, мальчик, больше я с тобой не играю... (31)Хотя нет, вот они на завтра назначают новую встречу, правда, деловую, но встречу!

(32)Я прервал этот волшебный полёт и открыл глаза от ощущения какой-то тревоги. (33)И вдруг с болью догадался, что этой прогулки с Валей могло бы и не быть! (34)Ведь разгорись наша с Зефом драка — и всё, сидел бы я дома, отмачивал синяки, вправлял суставы или вообще неизвестно что могло быть... (35)Ужас как тесно соседствуют добро и зло! (36)Научиться бы так управлять своей жизнью, чтобы всё в ней было хорошо! (37)Нет, от явных глупостей надо открещиваться! (38)Например, от внешней вражды с Зефом. (39)Внутренне расходимся, и хватит. (40)3ачем я ему врезал-то? (41)Иногда сам с собой расходишься, так не лупить же себя!

(42)Я встал, подумал, как начать разговор, и набрал номер. (43)3еф отозвался мигом.

— (44)А-а, ты-ы! — протянул он.

— (45)Слушай, Зеф, ты чего сбежал?

— (46)Откуда?

— (47)Откуда! (48)Назначил драку, а сам утёк!

— (49)Может, я по расписанию дерусь! — заиграл Зеф. — (50)Может, у меня очередь на драку! (51)Или ты спешишь?

— (52)Я не спешу! (53)Я предлагаю мир.

— (54)Мир? — удивился и даже несколько растерялся Мишка. — (55)Так мы же ещё не воевали.

— (56)Вот и не надо, а то будет поздно.

— (57)Ха! — воскликнул Мишка. — (58)Я ему — всего лишь шуточку, а он мне — в лоб, и квиты? (59)Математик нашёлся!

— (60)Ты мне этой шуточкой в душу плюнул! (61)А мне, может, легче в лоб получить, чем в душу!

— (62)Шустряк! — вяло крякнул Мишка. — (63)А может, сначала только перемирие для раздумий, а?

— (64)Ну, перемирие.

— (65)Ладно, Эп, я тоже не любитель мордобоя. (66)С тебя за это две задачки по физике.

— (67)Я ещё не решил.

— (68)Решай и звони.

— (69)Идёт!

(70)Я положил трубку. (71)Более серьёзно выяснять отношения с Зефом не стоило: его близким другом я не хотел быть, а для закрепления перемирия хватит двух задач и пустячной болтовни.

(72)С Зефом — блеск! (73)Нет у меня больше врагов! (74)И нет огорчений!

(75)А на подоконнике, разъершив чешуйки, лежат одиннадцать сосновых шишек, которыми Валя кидала в меня...

(По Г.П. Михасенко)

Геннадий Павлович Михасенко (1936-1994 гг.) — русский советский писатель, драматург, поэт.

Задание 23

Тип задания: 23
Тема: Лексикология. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Происхождение и употребление слов в речи

Условие

Из предложений 7-10 выпишите один фразеологизм. Слова запишите подряд без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Текст:

Показать текст

(1)Перейдя дорогу, мы с Валей двинулись в лесопарк, куда лентой увиливала тропа, ведущая к невидимой городской окраине. (2)Вокруг нас, как добрые гиганты, высились зелёно-золотистые сосны, островками выделялся пышный кустарник, тянуло смолистым сквознячком и звонко насвистывали пичужки.

(3) Мы были одни.

(4) Я думал, наша прогулка будет простой и весёлой, как телефонный разговор, но что-то вдруг сковало меня. (5) Я уже не скрывал от себя, как вчера, что влюбился в Валю, но боялся влюблённости, потому что уже дважды она заканчивалась плачевно: девчонки отшатывались от меня, как только я делал намёк на желание встречаться. (6) Поэтому я решил раз и навсегда: да ну их, этих девчонок! (7)И вдруг опять!.. (8)Теперь я знал, что надо таиться, чтобы дольше продлилась эта невесомость. (9)Во мне билось ликование, но я подавлял его. (10)Мне бы говорить и говорить с Валей, но я молчал; мне бы плясать вокруг неё, но я спокойно брёл рядом; мне бы смеяться, но я почти хмурился; мне бы не сводить с неё глаз, но я косился на неё лишь украдкой.

— (11)Аскольд, ты уже был здесь? — спросила Валя.

— (12)Был. (13)Вон там маслята собирал.

— (14)С кем?

— (15)Как с кем? (16)Один.

— (17)А почему ты покраснел?

— (18)Потому что вопрос странный.

— (19)Сам ты странный.

(20)Она отбежала в сторону, набрала сосновых шишек и стала кидать в меня. (21)Пятясь, я ловил их и складывал в карман.

(22) У выхода из лесопарка Валя убежала, не дав себя проводить, а я пешком через весь город поплёлся домой.

(23) Приняв тёплый душ, я бухнулся на прохладный диван, закрыл глаза и... взлетел. (24)Я стрижом унёсся к лесопарку и увидел юношу и девушку. (25)Она удивительно красива, а он так себе, на тройку с минусом, почти двоечник по красоте, но это, кажется, не беспокоит её, наоборот, она улыбается ему, кидает в него шишки, вытирает платком его запачканный лоб. (26)Он влюблён в неё, а она?.. (27)Чем он привлекает её?.. (28)А может, и не привлекает вовсе. (29)Может быть, это просто так, и завтра он поймёт это. (30)Она позвонит и скажет: всё, мальчик, больше я с тобой не играю... (31)Хотя нет, вот они на завтра назначают новую встречу, правда, деловую, но встречу!

(32)Я прервал этот волшебный полёт и открыл глаза от ощущения какой-то тревоги. (33)И вдруг с болью догадался, что этой прогулки с Валей могло бы и не быть! (34)Ведь разгорись наша с Зефом драка — и всё, сидел бы я дома, отмачивал синяки, вправлял суставы или вообще неизвестно что могло быть... (35)Ужас как тесно соседствуют добро и зло! (36)Научиться бы так управлять своей жизнью, чтобы всё в ней было хорошо! (37)Нет, от явных глупостей надо открещиваться! (38)Например, от внешней вражды с Зефом. (39)Внутренне расходимся, и хватит. (40)3ачем я ему врезал-то? (41)Иногда сам с собой расходишься, так не лупить же себя!

(42)Я встал, подумал, как начать разговор, и набрал номер. (43)3еф отозвался мигом.

— (44)А-а, ты-ы! — протянул он.

— (45)Слушай, Зеф, ты чего сбежал?

— (46)Откуда?

— (47)Откуда! (48)Назначил драку, а сам утёк!

— (49)Может, я по расписанию дерусь! — заиграл Зеф. — (50)Может, у меня очередь на драку! (51)Или ты спешишь?

— (52)Я не спешу! (53)Я предлагаю мир.

— (54)Мир? — удивился и даже несколько растерялся Мишка. — (55)Так мы же ещё не воевали.

— (56)Вот и не надо, а то будет поздно.

— (57)Ха! — воскликнул Мишка. — (58)Я ему — всего лишь шуточку, а он мне — в лоб, и квиты? (59)Математик нашёлся!

— (60)Ты мне этой шуточкой в душу плюнул! (61)А мне, может, легче в лоб получить, чем в душу!

— (62)Шустряк! — вяло крякнул Мишка. — (63)А может, сначала только перемирие для раздумий, а?

— (64)Ну, перемирие.

— (65)Ладно, Эп, я тоже не любитель мордобоя. (66)С тебя за это две задачки по физике.

— (67)Я ещё не решил.

— (68)Решай и звони.

— (69)Идёт!

(70)Я положил трубку. (71)Более серьёзно выяснять отношения с Зефом не стоило: его близким другом я не хотел быть, а для закрепления перемирия хватит двух задач и пустячной болтовни.

(72)С Зефом — блеск! (73)Нет у меня больше врагов! (74)И нет огорчений!

(75)А на подоконнике, разъершив чешуйки, лежат одиннадцать сосновых шишек, которыми Валя кидала в меня...

(По Г.П. Михасенко)

Геннадий Павлович Михасенко (1936-1994 гг.) — русский советский писатель, драматург, поэт.

Задание 24

Тип задания: 24
Тема: Средства связи предложений в тексте

Условие

Среди предложений 20-25 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

Текст:

Показать текст

(1)Перейдя дорогу, мы с Валей двинулись в лесопарк, куда лентой увиливала тропа, ведущая к невидимой городской окраине. (2)Вокруг нас, как добрые гиганты, высились зелёно-золотистые сосны, островками выделялся пышный кустарник, тянуло смолистым сквознячком и звонко насвистывали пичужки.

(3) Мы были одни.

(4) Я думал, наша прогулка будет простой и весёлой, как телефонный разговор, но что-то вдруг сковало меня. (5) Я уже не скрывал от себя, как вчера, что влюбился в Валю, но боялся влюблённости, потому что уже дважды она заканчивалась плачевно: девчонки отшатывались от меня, как только я делал намёк на желание встречаться. (6) Поэтому я решил раз и навсегда: да ну их, этих девчонок! (7)И вдруг опять!.. (8)Теперь я знал, что надо таиться, чтобы дольше продлилась эта невесомость. (9)Во мне билось ликование, но я подавлял его. (10)Мне бы говорить и говорить с Валей, но я молчал; мне бы плясать вокруг неё, но я спокойно брёл рядом; мне бы смеяться, но я почти хмурился; мне бы не сводить с неё глаз, но я косился на неё лишь украдкой.

— (11)Аскольд, ты уже был здесь? — спросила Валя.

— (12)Был. (13)Вон там маслята собирал.

— (14)С кем?

— (15)Как с кем? (16)Один.

— (17)А почему ты покраснел?

— (18)Потому что вопрос странный.

— (19)Сам ты странный.

(20)Она отбежала в сторону, набрала сосновых шишек и стала кидать в меня. (21)Пятясь, я ловил их и складывал в карман.

(22) У выхода из лесопарка Валя убежала, не дав себя проводить, а я пешком через весь город поплёлся домой.

(23) Приняв тёплый душ, я бухнулся на прохладный диван, закрыл глаза и... взлетел. (24)Я стрижом унёсся к лесопарку и увидел юношу и девушку. (25)Она удивительно красива, а он так себе, на тройку с минусом, почти двоечник по красоте, но это, кажется, не беспокоит её, наоборот, она улыбается ему, кидает в него шишки, вытирает платком его запачканный лоб. (26)Он влюблён в неё, а она?.. (27)Чем он привлекает её?.. (28)А может, и не привлекает вовсе. (29)Может быть, это просто так, и завтра он поймёт это. (30)Она позвонит и скажет: всё, мальчик, больше я с тобой не играю... (31)Хотя нет, вот они на завтра назначают новую встречу, правда, деловую, но встречу!

(32)Я прервал этот волшебный полёт и открыл глаза от ощущения какой-то тревоги. (33)И вдруг с болью догадался, что этой прогулки с Валей могло бы и не быть! (34)Ведь разгорись наша с Зефом драка — и всё, сидел бы я дома, отмачивал синяки, вправлял суставы или вообще неизвестно что могло быть... (35)Ужас как тесно соседствуют добро и зло! (36)Научиться бы так управлять своей жизнью, чтобы всё в ней было хорошо! (37)Нет, от явных глупостей надо открещиваться! (38)Например, от внешней вражды с Зефом. (39)Внутренне расходимся, и хватит. (40)3ачем я ему врезал-то? (41)Иногда сам с собой расходишься, так не лупить же себя!

(42)Я встал, подумал, как начать разговор, и набрал номер. (43)3еф отозвался мигом.

— (44)А-а, ты-ы! — протянул он.

— (45)Слушай, Зеф, ты чего сбежал?

— (46)Откуда?

— (47)Откуда! (48)Назначил драку, а сам утёк!

— (49)Может, я по расписанию дерусь! — заиграл Зеф. — (50)Может, у меня очередь на драку! (51)Или ты спешишь?

— (52)Я не спешу! (53)Я предлагаю мир.

— (54)Мир? — удивился и даже несколько растерялся Мишка. — (55)Так мы же ещё не воевали.

— (56)Вот и не надо, а то будет поздно.

— (57)Ха! — воскликнул Мишка. — (58)Я ему — всего лишь шуточку, а он мне — в лоб, и квиты? (59)Математик нашёлся!

— (60)Ты мне этой шуточкой в душу плюнул! (61)А мне, может, легче в лоб получить, чем в душу!

— (62)Шустряк! — вяло крякнул Мишка. — (63)А может, сначала только перемирие для раздумий, а?

— (64)Ну, перемирие.

— (65)Ладно, Эп, я тоже не любитель мордобоя. (66)С тебя за это две задачки по физике.

— (67)Я ещё не решил.

— (68)Решай и звони.

— (69)Идёт!

(70)Я положил трубку. (71)Более серьёзно выяснять отношения с Зефом не стоило: его близким другом я не хотел быть, а для закрепления перемирия хватит двух задач и пустячной болтовни.

(72)С Зефом — блеск! (73)Нет у меня больше врагов! (74)И нет огорчений!

(75)А на подоконнике, разъершив чешуйки, лежат одиннадцать сосновых шишек, которыми Валя кидала в меня...

(По Г.П. Михасенко)

Геннадий Павлович Михасенко (1936-1994 гг.) — русский советский писатель, драматург, поэт.

Задание 25

Тип задания: 25
Тема: Языковые средства выразительности

Условие

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Заполните пропуски необходимыми по смыслу терминами из списка. Пропуски обозначены буквами, термины — цифрами.

Фрагмент рецензии:

«Картина природы дана через восприятие рассказчика. Для создания пейзажа использованы тропы: (А)__________ („зелёно-золотистые сосны“, „пышный кустарник“, „смолистым сквознячком“ в предложении 2) и (Б)__________ („лентой“ в предложении 1, „как добрые гиганты“ и „островками“ в предложении 2). Сопоставляя возможное проявление чувств, которые он испытывал, со своим поведением рядом с Валей, рассказчик использует приём — (В)__________ (в предложении 10). Разговор с одноклассником имеет другую эмоциональную окраску, которую во многом создаёт использование такого лексического средства, как (Г)__________ („утёк“ в предложении 48, „квиты“ в предложении 58, „шустряк“ в предложении 62, „мордобоя“ в предложении 65)».

Список терминов:

1) эпитет

2) метафора

3) сравнение

4) фразеологизм

5) ряд однородных членов

6) разговорная и просторечная лексика

7) синтаксический параллелизм

8) синонимы

9) парцелляция

Текст:

Показать текст

(1)Перейдя дорогу, мы с Валей двинулись в лесопарк, куда лентой увиливала тропа, ведущая к невидимой городской окраине. (2)Вокруг нас, как добрые гиганты, высились зелёно-золотистые сосны, островками выделялся пышный кустарник, тянуло смолистым сквознячком и звонко насвистывали пичужки.

(3) Мы были одни.

(4) Я думал, наша прогулка будет простой и весёлой, как телефонный разговор, но что-то вдруг сковало меня. (5) Я уже не скрывал от себя, как вчера, что влюбился в Валю, но боялся влюблённости, потому что уже дважды она заканчивалась плачевно: девчонки отшатывались от меня, как только я делал намёк на желание встречаться. (6) Поэтому я решил раз и навсегда: да ну их, этих девчонок! (7)И вдруг опять!.. (8)Теперь я знал, что надо таиться, чтобы дольше продлилась эта невесомость. (9)Во мне билось ликование, но я подавлял его. (10)Мне бы говорить и говорить с Валей, но я молчал; мне бы плясать вокруг неё, но я спокойно брёл рядом; мне бы смеяться, но я почти хмурился; мне бы не сводить с неё глаз, но я косился на неё лишь украдкой.

— (11)Аскольд, ты уже был здесь? — спросила Валя.

— (12)Был. (13)Вон там маслята собирал.

— (14)С кем?

— (15)Как с кем? (16)Один.

— (17)А почему ты покраснел?

— (18)Потому что вопрос странный.

— (19)Сам ты странный.

(20)Она отбежала в сторону, набрала сосновых шишек и стала кидать в меня. (21)Пятясь, я ловил их и складывал в карман.

(22) У выхода из лесопарка Валя убежала, не дав себя проводить, а я пешком через весь город поплёлся домой.

(23) Приняв тёплый душ, я бухнулся на прохладный диван, закрыл глаза и... взлетел. (24)Я стрижом унёсся к лесопарку и увидел юношу и девушку. (25)Она удивительно красива, а он так себе, на тройку с минусом, почти двоечник по красоте, но это, кажется, не беспокоит её, наоборот, она улыбается ему, кидает в него шишки, вытирает платком его запачканный лоб. (26)Он влюблён в неё, а она?.. (27)Чем он привлекает её?.. (28)А может, и не привлекает вовсе. (29)Может быть, это просто так, и завтра он поймёт это. (30)Она позвонит и скажет: всё, мальчик, больше я с тобой не играю... (31)Хотя нет, вот они на завтра назначают новую встречу, правда, деловую, но встречу!

(32)Я прервал этот волшебный полёт и открыл глаза от ощущения какой-то тревоги. (33)И вдруг с болью догадался, что этой прогулки с Валей могло бы и не быть! (34)Ведь разгорись наша с Зефом драка — и всё, сидел бы я дома, отмачивал синяки, вправлял суставы или вообще неизвестно что могло быть... (35)Ужас как тесно соседствуют добро и зло! (36)Научиться бы так управлять своей жизнью, чтобы всё в ней было хорошо! (37)Нет, от явных глупостей надо открещиваться! (38)Например, от внешней вражды с Зефом. (39)Внутренне расходимся, и хватит. (40)3ачем я ему врезал-то? (41)Иногда сам с собой расходишься, так не лупить же себя!

(42)Я встал, подумал, как начать разговор, и набрал номер. (43)3еф отозвался мигом.

— (44)А-а, ты-ы! — протянул он.

— (45)Слушай, Зеф, ты чего сбежал?

— (46)Откуда?

— (47)Откуда! (48)Назначил драку, а сам утёк!

— (49)Может, я по расписанию дерусь! — заиграл Зеф. — (50)Может, у меня очередь на драку! (51)Или ты спешишь?

— (52)Я не спешу! (53)Я предлагаю мир.

— (54)Мир? — удивился и даже несколько растерялся Мишка. — (55)Так мы же ещё не воевали.

— (56)Вот и не надо, а то будет поздно.

— (57)Ха! — воскликнул Мишка. — (58)Я ему — всего лишь шуточку, а он мне — в лоб, и квиты? (59)Математик нашёлся!

— (60)Ты мне этой шуточкой в душу плюнул! (61)А мне, может, легче в лоб получить, чем в душу!

— (62)Шустряк! — вяло крякнул Мишка. — (63)А может, сначала только перемирие для раздумий, а?

— (64)Ну, перемирие.

— (65)Ладно, Эп, я тоже не любитель мордобоя. (66)С тебя за это две задачки по физике.

— (67)Я ещё не решил.

— (68)Решай и звони.

— (69)Идёт!

(70)Я положил трубку. (71)Более серьёзно выяснять отношения с Зефом не стоило: его близким другом я не хотел быть, а для закрепления перемирия хватит двух задач и пустячной болтовни.

(72)С Зефом — блеск! (73)Нет у меня больше врагов! (74)И нет огорчений!

(75)А на подоконнике, разъершив чешуйки, лежат одиннадцать сосновых шишек, которыми Валя кидала в меня...

(По Г.П. Михасенко)

Геннадий Павлович Михасенко (1936-1994 гг.) — русский советский писатель, драматург, поэт.

Ответы

Задание 26

Тип задания: 26
Тема: Сочинение

Условие

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Текст:

Показать текст

(1)Перейдя дорогу, мы с Валей двинулись в лесопарк, куда лентой увиливала тропа, ведущая к невидимой городской окраине. (2)Вокруг нас, как добрые гиганты, высились зелёно-золотистые сосны, островками выделялся пышный кустарник, тянуло смолистым сквознячком и звонко насвистывали пичужки.

(3) Мы были одни.

(4) Я думал, наша прогулка будет простой и весёлой, как телефонный разговор, но что-то вдруг сковало меня. (5) Я уже не скрывал от себя, как вчера, что влюбился в Валю, но боялся влюблённости, потому что уже дважды она заканчивалась плачевно: девчонки отшатывались от меня, как только я делал намёк на желание встречаться. (6) Поэтому я решил раз и навсегда: да ну их, этих девчонок! (7)И вдруг опять!.. (8)Теперь я знал, что надо таиться, чтобы дольше продлилась эта невесомость. (9)Во мне билось ликование, но я подавлял его. (10)Мне бы говорить и говорить с Валей, но я молчал; мне бы плясать вокруг неё, но я спокойно брёл рядом; мне бы смеяться, но я почти хмурился; мне бы не сводить с неё глаз, но я косился на неё лишь украдкой.

— (11)Аскольд, ты уже был здесь? — спросила Валя.

— (12)Был. (13)Вон там маслята собирал.

— (14)С кем?

— (15)Как с кем? (16)Один.

— (17)А почему ты покраснел?

— (18)Потому что вопрос странный.

— (19)Сам ты странный.

(20)Она отбежала в сторону, набрала сосновых шишек и стала кидать в меня. (21)Пятясь, я ловил их и складывал в карман.

(22) У выхода из лесопарка Валя убежала, не дав себя проводить, а я пешком через весь город поплёлся домой.

(23) Приняв тёплый душ, я бухнулся на прохладный диван, закрыл глаза и... взлетел. (24)Я стрижом унёсся к лесопарку и увидел юношу и девушку. (25)Она удивительно красива, а он так себе, на тройку с минусом, почти двоечник по красоте, но это, кажется, не беспокоит её, наоборот, она улыбается ему, кидает в него шишки, вытирает платком его запачканный лоб. (26)Он влюблён в неё, а она?.. (27)Чем он привлекает её?.. (28)А может, и не привлекает вовсе. (29)Может быть, это просто так, и завтра он поймёт это. (30)Она позвонит и скажет: всё, мальчик, больше я с тобой не играю... (31)Хотя нет, вот они на завтра назначают новую встречу, правда, деловую, но встречу!

(32)Я прервал этот волшебный полёт и открыл глаза от ощущения какой-то тревоги. (33)И вдруг с болью догадался, что этой прогулки с Валей могло бы и не быть! (34)Ведь разгорись наша с Зефом драка — и всё, сидел бы я дома, отмачивал синяки, вправлял суставы или вообще неизвестно что могло быть... (35)Ужас как тесно соседствуют добро и зло! (36)Научиться бы так управлять своей жизнью, чтобы всё в ней было хорошо! (37)Нет, от явных глупостей надо открещиваться! (38)Например, от внешней вражды с Зефом. (39)Внутренне расходимся, и хватит. (40)3ачем я ему врезал-то? (41)Иногда сам с собой расходишься, так не лупить же себя!

(42)Я встал, подумал, как начать разговор, и набрал номер. (43)3еф отозвался мигом.

— (44)А-а, ты-ы! — протянул он.

— (45)Слушай, Зеф, ты чего сбежал?

— (46)Откуда?

— (47)Откуда! (48)Назначил драку, а сам утёк!

— (49)Может, я по расписанию дерусь! — заиграл Зеф. — (50)Может, у меня очередь на драку! (51)Или ты спешишь?

— (52)Я не спешу! (53)Я предлагаю мир.

— (54)Мир? — удивился и даже несколько растерялся Мишка. — (55)Так мы же ещё не воевали.

— (56)Вот и не надо, а то будет поздно.

— (57)Ха! — воскликнул Мишка. — (58)Я ему — всего лишь шуточку, а он мне — в лоб, и квиты? (59)Математик нашёлся!

— (60)Ты мне этой шуточкой в душу плюнул! (61)А мне, может, легче в лоб получить, чем в душу!

— (62)Шустряк! — вяло крякнул Мишка. — (63)А может, сначала только перемирие для раздумий, а?

— (64)Ну, перемирие.

— (65)Ладно, Эп, я тоже не любитель мордобоя. (66)С тебя за это две задачки по физике.

— (67)Я ещё не решил.

— (68)Решай и звони.

— (69)Идёт!

(70)Я положил трубку. (71)Более серьёзно выяснять отношения с Зефом не стоило: его близким другом я не хотел быть, а для закрепления перемирия хватит двух задач и пустячной болтовни.

(72)С Зефом — блеск! (73)Нет у меня больше врагов! (74)И нет огорчений!

(75)А на подоконнике, разъершив чешуйки, лежат одиннадцать сосновых шишек, которыми Валя кидала в меня...

(По Г.П. Михасенко)

Геннадий Павлович Михасенко (1936-1994 гг.) — русский советский писатель, драматург, поэт.